Конспект урока по физике на тему Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.(10 класс)


Урок физики в 10 классе
Тема урока. Электроемкость. Конденсаторы и их использование в технике. Энергия электрического поля
Цели урока:
• Дидактическая: ввести понятие «электроемкость», объяснить ученикам устройство, принцип действия и назначение плоского конденсатора, научить вычислять энергию заряженного конденсатора; показать практическую значимость полученных знаний на примере применения конденсатора.
• Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы и анализировать.
• Воспитательная: воспитывать потребности и готовности учиться, умение отстаивать свою точку зрения, расширить кругозор учащихся, повышать интерес к изучению физики.
Оснащение урока: устройство и действие конденсатора постоянной и переменной емкости, виды конденсаторов, энергия заряженного конденсатора, платы с компьютера или телевизора, в которых конденсаторы.
Тип урока: комбинированный урок
План урока.
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Мотивация учебной деятельности (6 мин.)
3. Изучение нового материала (13 мин.)
4. Использование полученных знаний (13 мин.)
5. Контроль и коррекция полученных знаний (7 мин.)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)
7. Домашнее задание (2 мин.)
Конспект урока
І. Организационный этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие учащихся, организация рабочего места.
Вступительное слово учителя: ребята, вы уже не первый год изучаете физику, из каждого урока узнаете все больше о законах и явлениях природы, пытаясь ответить на вопросы, что беспокоили человечество тысячелетиями. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием электроемкости и электроемкости плоского конденсатора. Приветствие учителя, организация рабочих мест.
Слушают учителя.
І І. Мотивация учебной деятельности Главная формула успеха-знания и мышления.
При введении понятия электроемкости поставить ряд опытов, на которых показать неодинаковое изменение потенциала двух изолированных проводников разного размера, при предоставлении им различных зарядов и продемонстрировать далее, что для получения равных потенциалов этим проводниками нужно разные заряды Слушают учителя.
Наблюдают опыты. Обдумывают увиденное.
Принимают участие в обсуждении.
І І І. Изучение нового материала Предлагает ученикам с помощью учебника выяснить основные понятия темы и, работая в парах заполнить карточку опорного конспекта.
Контролирует работу учащихся. Знакомятся с материалом учебника. Заполняют карточку опорного конспекта (Приложение А).
V Использование полученных знаний. Организация работы в группах. Наблюдение за работой учащихся. Объяснение решения задачи Работа в группах,
(Приложение Б).
Обсуждают и записывают данные в задаче и решают ее.
V І. Контроль и коррекция полученных знаний Предлагает ученикам тестовые задания для самоконтроля. Наблюдение за работой.
Организует обсуждение задания тестирования, обращает внимание на ключевые моменты. Выбирают правильные ответы на карточках (Приложение В).
Обмениваются карточками и с помощью ключа ответов проверяют работу соседа. Подсчитывают количество правильных ответов.
Принимают участие в обсуждении заданий.
V І І. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель подводит итоги урока, оценивает работы групп и отдельных учащихся. Предлагает по желанию выставить оценки, полученные на уроке.
рефлексия:
 О чем вы сможете рассказать своим знакомым после этого урока?
 Знания, которые вы получили во время этого урока понадобятся ли вам в вашей жизни. Слушают учителя.
По желанию называют оценки.
Принимают участие в обсуждении урока.
V І І І. Домашнее задание. Задает домашнее задание. Записывают домашнее задание.
Приложение А.
Карточка опорного конспекта
Электроемкость. Конденсаторы и их использование в технике.
Энергия электрического поля
41935401479550
246507020701000Конденсатором
называют
4193540336550
259842011239500Электроемкость конденсатора
41935402832100
Зарядом конденсатора
238887087630считают
Типы конденсаторов
23602952165354531995216535
64770-1270
38747702273300
201739592075Плоский конденсаторэто
38747702095500
2360295120015Электроемкость плоского
конденсатора:
4008120749300
2236470229235Энергия заряженого
конденсатора
Приложение Б.
Вычислить энергию конденсатора с электроемкость 20 мкФ, который имеет заряд 4 мкКлРешение:
C= 20 мкФ=20∙10-6Ф W=Q22С =16∙10-1240∙10-6Кл2Ф = 0,4мкДЖQ= 4 мкКл=4∙10-6 Кл
W-?2. Площадь пластин плоского конденсатора с слюдяной прокладкойравно 15 см2, а расстояние между пластинами - 0,02см. Найдите электроемкость плоского конденсатора.
Решение:
S=15 см2 = 15∙10-4 м С = ε ε 0 Sd
d = 0,02см =2∙10-4 м С = 7∙8,85∙10-12 Ф/м∙15∙10-4м 2∙10-4 м=464,6пФε = 7
ε0 = 8,85∙10-12 Ф/м
С- ?
Приложение В.
Тест для самопроверки1.Електроемкость это:
А. Количественная мера проводникаБ. Энергетическая мера проводникаВ. Количественная и энергетическая мера проводника2. Выберите единицу электроемкости:
А. м
Б. Ф
В. Ф / м
Г. Кл
3.Электроемкость определяют по формуле:
А. С = Q / (φ)
Б. С = Q ∙ φ
В. С = φ / Q
Г. С = Q ∙ Е
4.Конденсатор это:
А. Устройство электрических зарядовБ. Накопитель электрических зарядовВ. Устройство и накопитель электрических зарядовГ. Другой ответ5.Плоский конденсатор это:
А. Плоская пластина с диэлектрикомБ. Система плоских пластин разделенных диэлектрикомВ. Система плоских пластин
Г. Другой ответ6.Электроемкость плоского конденсатора определяется по формуле: 
А. С= εоdsБ. С=sdε εоВ. С= εεоsdГ. С = Q∙U