Доклад на тему Формирование личностных УУД в урочной деятельности


Формирование личностных учебных действий (УУД)
в урочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
  1) самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2)   смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
3)   нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.  
Выделяют 2 группы личностных  УУД.
1). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
1.       идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
2 .     проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
3 .     проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
4.       различать основные нравственно-этические понятия;
5.      соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
6.      анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
7.       оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
8.      мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
 
2). Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:
1.       воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
2.      выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
3.       оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
4.      применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.  
На слайде дана классификация ЛУУД по классам.
Формированию ЛУУД способствуют все учебные предметы.
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтенияформируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
В сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху - за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в жизни приводят жадность.
Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» показывает добро и зло в сравнении героев сказки Рукодельницы и Ленивицы. Каждый обучающийся делает для себя вывод по поступкам героев, оценивает, что хорошо, что плохо.
Для того чтобы сформировать личностные  УУД я опираюсь на примерный план.
Примерный план формирования  личностных  УУД на литературном чтении:
-работа с текстом литературных произведений;
- прослеживание судьбы героя;
- сравнение образа «Я» с героями литературных произведений;
- отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;
- выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.
Например, на уроках , где знакомились с народными сказками, дети выполняют задания придумать героя и сочинить про него сказку. На данном этапе урока формируются личностное УУД - выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей. Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».
По вопросам «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа» обучающиеся понимают главную мысль произведения и овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.
Формирование личностных УУД на уроках математикиосваивание системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации;
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Н-р, такая работа, как работа в парах, развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Личностные УУД формируют умение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета. Н-р,по теме «Цена, количество, стоимость» по подсчету стоимости, в ходе практической работы ученики приходит к выводу, чтобы купить несколько одинаковых предметов, надо цену умножить на число этих предметов.
Формирование личностных УУД на уроках русского языка •  осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
•  принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
•  появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Формирование личностных УУД на уроках окружающего мира  Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила и объясни их смысл».
На уроках окружающего мира мы формируем:     
- становление мировоззрения, жизненного самоопределения и формирование российской гражданской идентичности личности;
- формирование основ исторической памяти;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения;
развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи. Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает», «Моя семья» и др.
Таким образом, предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
У ребенка сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания.
У ребенка сформирована адекватная самооценка.
Ученик видит свои сильные и слабые стороны понимает, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься.
Ученик знает основные моральные нормы.
Ученик умеет делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям.
У ребенка развиты рефлексия, эмпатия и эмоциональная отзывчивость; доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
У ребенка сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.