Практико-ориентированное занятие с использованием школьных переносных лабораторий в начальной школе


Практико-ориентированное занятие
с использованием школьных переносных лабораторий
учитель начальных классов Белоногова С.А.
Использование мини-лабораторий в учебной деятельности"
Перед кафедрой учителей начальных классов встал вопрос совмещения таких видов деятельности, как учебная, научно-исследовательская и проектная. Возможность выполнения поставленных перед коллективом задач, помогло решить использование мини-лабораторий, как в учебной, так и внеучебной деятельности. Педагоги и учащиеся включились в исследовательскую деятельность, которая позволила значительно расширить кругозор учащихся по вопросам изучения окружающего их пространства, формировались коммуникативные навыки, умение пользоваться различными словарями и справочниками. Использование новых методов обучения позволило пополнять различными терминами технический словарь; развивать исследовательскую и творческую активность, а также развивать познавательные психические процессы (наблюдательность, мышление, внимание, воображение) школьников; умение сотрудничать друг другом, эмоциональную сферу, познавательные способности учащихся.
Лаборатории Корнельсона(школьные переносные лаборатории – ШПЛ)
Работа с лабораториями «Звук и тон» - учащиеся тная деятельностльскойчебная ил вопрос совмещения таких видов деятельности, как учебная иосредством использования научно-иссле знакомились с фундаментальными законами акустики. При выполнении простейших экспериментов прослеживали распространение звуков в различных средах (вода, воздух, твердые тела) Изучали законы акустики при выполнении простейших экспериментов. Младшие школьники учатся наблюдать физические явления, анализировать различные факты, на их основе делать выводы. Проводя опыты, учащиеся изучают предложенный материал, анализируют собственные идеи, возникшие в процессе деятельности. В ходе работы с толковым словарем у детей пополняется словарный запас различными терминами, которые они применяют для описания используемых процессов. Развивается умение наблюдать физические явления, анализировать различные факты, на их основе делать выводы.
В наших дальнейших экспериментах нам предстоит узнать, что происходит со звуками в зависимости от конструкции простейших музыкальных инструментов.
ШПЛ «Звук и тон» (окружающий мир, музыка);
Опыт 1: звучит кассета; вопрос: что издает звук?( колокол, автомобиль, муха, самолет, вода льется, на море волны, лай собаки, пила);
- название звука (плеск, шум, звон, шорох, шелест, шипение);
Опыт 2: вопрос: почему появляется звук?(взаимодействие предметов); проверим.
1в – берет молоточки, стучит по столу;
2в – берет пробирку, подули; почему звук?
Опыт 3:
- какие бывают звуки? (громкие, тихие, приятные, неприятные…)
- отчего зависит громкость?
Вывод: чем меньше предмет, тем звук звонче, чем длиннее предмет, тем глуше. Понятие: высокий – низкий звук
Опыт 4:
- какие виды инструменты вы знаете? (струнные, духовые, ударные);
- строим духовой инструмент – пробирки вставляем в резонатор, наливаем в пробирки воду, в одну не наливаем – получили муз. духовой инструмент флейтопана;
- создаем струнный инструмент, натягиваем резинки и пытаемся поиграть, создаем звуки и сравниваем.
Опыт 5 : - А можно ли увидеть звук? (можно)
Доказываем.
-- резонатор, камертон, чашечка с водой, бусинка на нитке, молоточек –
На резонаторе камертон; один ударяет по камертону, другой держит около камертона бусинку и она отскакивает от камертона, пока звенит камертон – бусинка прыгает. Берем камертон, держим над чашечкой с водой, ударяем молоточком и опускаем в воду, появляется волна. Это доказывает, что звук видим (пошла рябь).
Опыт 6:
- отчего зависит слышимость звука? (слышим или не слышим)
Ставим шарманку на мягкий предмет – слышим слабо, а если ставим на резонатор, то звук слышим хорошо. Плотные предметы поглощают звуки, пустотелые – усиливают. Приборы усиливающие звуки – фенондоскоп. Игра: создаем телефон.
Работа с мини - лабораторией «Наблюдение за погодой» .
При осуществлении работы с данной лабораторией были использованы уроки окружающего мира.
В процессе проведения простейших экспериментов, у младших школьников формировалось умение выявлять особенности времен года (в процессе наблюдений), характерные признаки периодов времени года, основные характеристики погоды (температура, давление, влажность, осадки, ветер), наблюдение погоды, наблюдение разных состояний воды Младшие школьники получили положительный опыт составления графиков температурного режима и выпавших осадков в процессе наблюдения смены времен года, а т.ж. навыки работы с техническим оборудованием. Знакомство с наукой метеорологией – изучение погоды (показ карточек: солнце, облака, облачность – степень покрытия облаками небесного свода, разновидности осадков). Приборы: анимометр – скорость движения воздуха (в м/с ) и силу (в баллах), флюгер – направление ветра, осадкомер, зеркало-площадка, компас, термометры. (Установка переносной метеостанции)
Работа с мини - лабораторией «Фильтрация воды» .
Банки с абсорбентом (поглотитель химических веществ).
Опыт 1 . Проблема очистки воды (очистка дождевой воды, создание коллектора).
Берем контейнер, крепежное кольцо, фильтровальное кольцо (фильтры: крупный и мелкий).В большую мензурку 100 мл воды, мусор, почву, льем в коллектор. Для чего чистим? (чистая вода в реке)
Опыт 2. (учитель)
- Для очистки остатков бензина, керосина и т.д. Специальное вещество – поглотитель химических веществ (для одного опыта 1/3 баночки).
Опыт 3. Что такое почва? Свойства почвы.
Опыт 4. Фонтан. Опытно-экспериментальная деятельность.
Мы сегодня с вами попробуем сами изготовить фонтан на основе сообщающихся сосудов.
Учитель. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две пластмассовые трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают (помощник это делает рукой) и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.
На следующем этапе, выровнив уровни воды в колбах, помощники доливают воды в колбы.
Третий этап: поднимаем уровень правой колбы так, чтобы во второй - нижней колбе вода выливалась. Вот он принцип работы фонтанов на основе сообщающихся сосудов.
Опыт 5. Цветок. (натяжение воды)
Работа с мини - лабораторией «Весовые измерения»
В условиях работы начальной школы младшие школьники осваивали работу с лабораторией на уроках математики. В процессе работы учащиеся смогли наглядно изучить состав числа, получили знания о целых и дробных числах, на практике изучали состав чисел первого десятка. В процессе проведения экспериментов с весами и разновесами получили самостоятельные знания о свойствах различных по составу предметов.
Проведенный семинар для педагогов лицея наглядно продемонстрировал, что использование нового учебного оборудования положительно сказывается на всех участниках педагогического процесса: учителя приобретают опыт работы с новым оборудованием и новыми формами организации учебного процесса. Учащиеся получают опыт работы с техническим оборудованием, учатся работать в группах и парах, самостоятельно делают выводы о природе окружающих их предметов и явлений. При этом сам процесс обучения приобретает характер сотрудничества и носит творческий характер. У младших школьников развивается навык самостоятельной реализации поставленных задач, умения делать умозаключения, анализировать и систематизировать полученную информацию.
Мини лаборатории являются одним и средств обучения помогающими развивать познавательные психические процессы (наблюдательность, мышление, внимание, воображение) младших школьников.