Конспект урока ОРКСЭ Милосердие и сострадание

12. Тема: «Милосердие и сострадание»
Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
Класс: 4
Учитель: Квасова Маргарита Константиновна
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей – первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства – милосердия.
Задачи:
Образовательная: создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня»; способствовать формированию у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Воспитательная: способствовать воспитанию гуманной личности, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Средства обучения: учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры 4-5 класс», презентация, карточки.
Планируемые результаты урока:

Предметные:
-понимать значения слов «милосердие», «сострадание», «милостыня»;
-познакомиться с притчей о добром самарянине.

Метапредметные:
Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модели для получения информации.
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать свои действия.
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в группах, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные – испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания нуждающимся и попавшим в беду.






Ход урока:
Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

-Звенит звонок.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Ребята, давайте подарим друг другу улыбку.
Приветствуют учителя, устанавливают зрительный контакт, улыбаются друг другу.

2. Актуализация знаний

Устный опрос:
-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?
-Что такое заповеди? Сколько их? Кто дал их людям?
-Где это произошло и как?
-А для чего Бог дал людям заповеди?
Строят речевые высказывания в устной форме.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-А сегодня мы поговорим о том, что волнует многих живущих на планете, и для этого вы послушаете стихотворение А. Дементьева и определите ключевые слова.




-Какие ключевые слова вы выделили?

-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.
Слайд 1.
-Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке, чему будем учиться?
-Мы узнаем:
-что значит милосердие в христианстве;
-можно ли и нужно ли учиться милосердию;
-кого называют ближним;
-как христианин должен относиться к людям;
-что такое милостыня.
-Как вы думаете, что такое «милосердие», что такое «сострадание»?
-От каких слов образовалось слово «милосердие»?
-Что это значит?
-Как вы понимаете, что значит «сострадать»?
Слайд 2.
-Найдите значение слов в толковых словарях Ожегова и Даля.



Слайд 3.
-Чем близки эти слова и чем отличаются?
-Часто ли вы слышите эти слова?
Ученик читает стихотворение:
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души, как топоры
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
Выделяют ключевые слова – милосердие, сострадание.

Формулируют тем урока.


Высказывают свои мнения.












Рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Милое сердце.

Доброе сердце.

Страдать вместе.


Дети работают в группе, находят информацию.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания.
Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Отвечают на вопросы.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

-Как вы думаете, какие качества должны быть присущи милосердному человеку?
Слайд 4.
-Какие качества не вошли?
-Любовь, милосердие, доброта, забота о ближних имеют большое значение в жизни человека. Когда у Иисуса спросили, какая самая главная заповедь из всех, он ответил: «Важнее всего любовь к Богу и человеку. Люби ближнего, как самого себя».
А на вопрос, кто ближний, Христос ответил притчей о добром самарянине.
Словарная работа.



-Прочитайте в учебнике на с. 42-43 притчу о добром самарянине.
-Как бы вы ответили на вопрос, кто ваш ближний?
-Ближний тот, кто не оставит в беде, кто нуждается в твоей помощи.
-Так в чем же проявляется милосердие и сострадание?
-Только ли к людям нужно проявлять сострадание? Приведите примеры из своей жизни, когда вы оказали помощь животным.
Физминутка.
Милосердный тот, кто добрый. Он всегда спешит на помощь. Христос сказал: «Иди и ты поступай так же. И как хотите, чтобы с вами поступили люди, так и вы поступайте с ними».
-В человеке может проявлять красота духовная – когда он выбирает добро, а не зло.
-Подумайте и выберите, в каких поступках эта красота проявляется.
-Если человек:
-обижает младших,
-все время занят делом,
-спорит, когда ему делают замечание,
-не помогает старым и больным,
-требует похвалы,
-вежлив с родителями,
-просит прощения и прощает других.
-Библия показывает, что каждый свободен в своих поступках. Можно посвятить жизнь самому себе, а можно служению людям; можно совершать поступки бесчестные и злые, а можно – добрые и справедливые; можно окружить себя грудами золота, а можно – добрыми друзьями. Чем больше делаем добра, тем больше получаем.
Выбирают нужные качества.














Притча – рассказ с нравоучением.
Священник – священнослужитель в храме, посредник между Богом и людьми.
Самарянин – чужак, человек другой веры.
Читают притчу.

Сравнивают свои ответы с выводом в учебнике.



Рассуждают и отвечают на вопросы.

Приводят примеры.













Размышляют, отстаивают свои мнения.



5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа с пословицами.
1.Доброму человеку и чужая беда к сердцу.
2. Доброе братство – дороже богатства.
3. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
4. Доброму Бог помогает, худо тому, кто добра не делает никому.
-Чья доброта помогает вам расти?
-Нарисуйте «дерево доброты». Пусть на нем будет столько плодов, сколько добрых людей вы вспомните.
В группах собирают пословицы и объясняют их значение.







Рисуют «дерево доброты».



6. Включение нового в систему знаний и повторение.

-Одно из проявлений милосердия – милостыня. Как вы понимаете значение этого слова?
Слайд 5.
-Когда человек помогает нуждающимся, говорят, что он подает милостыню.
-Кто больше получает: кто отдает или кто берет? Обоснуйте свое мнение.
-Есть такое выражение «Не оскуднеет рука дающего».
-Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».
-А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим поступком. Остальное добро ты принес самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
-А вы сами подавали милостыню?
-Какие чувства вы при этом испытывали?
-Да, это радость от того, что вы помогли другому человеку.
-А может ли человек научиться милосердию? С чего нужно начать?
-Сначала человек должен заставлять себя делать добрые дела, даже если ему не хочется, а потом это станет привычкой.
-С древних времен на Руси принято помогать нуждающимся. Богатые помогали бедным, больным. Сестрами милосердия были княгини, дамы из дворянских семей.
Слайд 7, 8, 9, 10.
-Прочитайте рассказ о святой Ульяне на с. 45.
-Кем она была? Чем занималась?
Слайд 11, 12.
-Ребята, и в наше время есть благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.
А еще у нас есть праздники, которые напоминают нам о том, что мы должны быть милосердны.
12 мая – Международный день сестры и милосердия.
1 июня – Международный день защиты детей.
9 июня – Международный день друзей.
1 октября – День пожилых людей.
4 ноября – День народного единства.
-Ребята, запомните 5 простых правил, которые помогут вам стать хорошими людьми.
(Учитель раздает карточки с правилами и дети оставляют их себе).
Слайд 13.
Отвечают на вопрос.



Рассуждения детей.















Приводят примеры из жизни.



Анализируют прочитанное, делают выводы.

7. Рефлексия к учебной деятельности

-О чем мы сегодня вели разговор?
-Что вам запомнилось на уроке?
-О чем вы задумались?
-Продолжите фразу: «Милосердие – это.», «Ближний для меня - ..»
-Нужно ли милосердие в наши дни?
Слайд 14.
-Наш урок хочется закончить стихотворением:
Где бы сердце вам жить не велело –
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Все сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой.
-Будьте добры и милосердны друг к другу, к окружающим вас людям.
Слайд 15.
Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, закрепляют изученное на уроке.

Домашнее задание – 1)Общее для всех:
-учебник с. 42-45;
-написать свои хорошие качества и то, что хотелось бы изменить в себе.
2)По выбору:
-вспомнить художественные произведения, в которых вы встречали проявление милосердия и сострадания.












Приложение 1.

Правила, которые помогут стать хорошими людьми.

Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого были обижены.
Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
Отдавайте больше.
Ожидайте меньше.

15