Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание».


МБОУ Шумячская СОШ им.В.Ф.АлешинаКонспект урока ОРКСЭ в 4 классе
«Милосердие и сострадание»
(Модуль: « Основы православной культуры» )Номинация «Урок по курсу ОРКСЭ»
Учитель начальных классов:
Лапикова Е.Н.
2014
Пояснительная записка к конспекту урока.
Класс: 4.
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: « Основы православной культуры».
Тема: «Милосердие и сострадание».
Количество часов: 1.
Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания.
Задачи:
ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, ответственность.
Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Формы организации познавательной деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, обучение в сотрудничестве (работа в группах), работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
групповая;
парная;
индивидуальная
Оборудование:
ноутбук, проектор;
диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль) - “Проверь себя”;
презентация «О людях, посвятивших себя служению другим людям» ;видеоклип Юлия Славянская «Пробудись, душа!»
песня-притча “Автомобиль” С.Копыловой;
раздаточный материал: карточки для работы в парах;
раздаточный материал: дифференцированные задания для работы в группах
Список используемых источников:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2013.
Диск «Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов».
песня-притча “Автомобиль” С.Копыловой http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/13Фон презентации - http://arteria.ucoz.ru/_ph/451/2/823995 Юлия Славянская - Пробудись, душа!.avi
http://search.photo.qip.ru/photo/?query=D0%92.%20%D0%9FD0 BE%D0%B%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2&l=mgfotki.yand u/get/13/tapirr.2f/0_618c8048d851_XL&p=1Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе «Милосердие и сострадание»
Организационное начало урока. Самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний по теме урока.
Демонстрация видеоклипа Ю.Славянской «Пробудись, душа».
- Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы православной культуры»)
- Что такое православие? Православная культура? Назовите ключевые слова модуля «Основы православной культуры»? (Православие, православные, христиане, храм, молитва и т.д.)
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для окружающих.
Пел слепой заученное с детства,
Руку на котомку положив.
И невольно западала в сердце
То ли песня, то ли боль души.
Облаками покрывая небо,
Ветер над деревьями кружил.
Пел слепой, прося немного хлеба,
Хлеб иной прохожим предложив …
Иеромонах Роман.
-Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего?
-А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?
-Что такое духовный хлеб?
Фиксация затруднения в деятельности. Сообщение темы урока обучающимся. Постановка учебной задачи. Построение выхода из затруднения (совместное «открытие» нового знания).
-Сегодня я хочу предложить вам духовный хлеб: поработать над понятиями «милосердие» и «сострадание».
Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, сострадание.
– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?
-А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (цель - показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие)
-Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (Дети отвечают, выходят к доске, записывают под словом милосердие свои слова).
милосердие
любовь
ласка
чуткость
нежность
доверие
Всё это правильно. Но есть ещё слова, которые обязательно мы должны назвать, Посмотрите видеоклип, подумайте, милосердный поступоксовершил его герой? Какими словами, описывающими его действия можно добавить кластер «милосердие»?
Выслушивание ответов детей, добавление слов «помощь», «забота», «доброделание».
2.Работа над смыслом слова «сострадание».
Самостоятельная работа детей в парах.
-На уроке чтения мы знакомились со словами «современник», «собеседник». Проанализируйте смысл этих слов. Что означает приставка со-? Попробуйте сами дать определение слова «сострадание».
Коллективное обсуждение ответов детей, совместно с учителем учащиеся формулируют определение понятия «сострадание».
III. Самостоятельная работа с учебником. Первичное закрепление.
-Давайте прочитаем текст учебника и проверим наши догадки.
(комментированное чтение)
-Что такое милосердие и сострадание в христианстве?
-Можно ли научиться милосердию?
-А надо ли учиться милосердию? Зачем?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?
– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?
IV. Сейчас я хочу рассказать вам о людях, посвятивших себя служению другим людям чья жизнь проходила под девизом «милосердие» и «сострадание».
Демонстрация презентации.
Слайд 3. Императрица Александра Фёдоровна. Именно она стояла у истоков возникновения движения сестёр милосердия. На свои деньги она строит госпиталь для раненых солдат, сама ухаживает за ранеными. Вслед за нею работать в госпитале стали её сёстры, дочери, жёны многих влиятельных людей России.
Слайд 4. Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, на передовой.
Слайд 5. Сестрички Великой Отечественной войны.
Слайд 6. Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
Священником был святой Филарет Московский (святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский). Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.
Доктором, возразившем святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз, которого все за его милосердие называли «святой доктор». (щелчок) На памятнике доктора Гааза высечены слова его девиза: «Спешите делать добро!».  
Слайд 7.
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения добрейшей женщины мира — Матери
Терезы. Она известна также как мать Тереза Калькутская, хотя настоящее имя женщины,
мало кому известно Агнес Гонджа Бояджиу. Мать Терезу стали считать святой еще при
жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть,
что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и
быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.
Слайд 8. Леонид Рошаль – это доктор, который появляется в самую сложную минуту. Война, теракт, завал – это те ситуации, в которых приходится работать, и где ему нет равных. Спасти попавших под действие стихий или людей - задача, над которой приходится Леониду Рошалю работать ежедневно. Детский хирург, автор научных работ, обладатель многих титулов и орденов спас жизни не одному человеку.
В начале девяностых во время очередного заседания научного центра, Леонид Рошаль вместо выступления задал вопрос о том, кто с ним немедленно поедет спасать пострадавших от землетрясения в Армении. В ответ был шквал рук. Выбрав тех специалистов, которые будут наиболее востребованы в чрезвычайной ситуации, Леонид Рошаль выбыл на место катастрофы. С тех пор состав бригады практически не менялся. Террористического взрыв в Каспийске мог бы унести жизни более чем двадцати семи детей, если бы не Леонид Рошаль и его коллеги. «Норд-Ост» научил Леонида Рошаля быть невидимкой для боевиков, чтобы передавать медикаменты и выводить раненых и детей. Леонид Рошаль не стал ограничиваться только обязанностями врача: он призывал боевиков прекратить теракт. Он не мог иначе – людей с обеих сторон нужно было спасать и лечить. Без Леонида Рошаля сложно и в «мирной» медицине: сотни детей были спасены благодаря его совету или непосредственному участию в операциях, проводимых при институте РАМН.
Леонид Рошаль не ограничивает свою деятельность спасением людей. Он активно выступает в СМИ с двумя целями: обратить внимание правительства на существующие проблемы в системе здравоохранения и обучить людей оказывать первую медицинскую помощь. В интервью врач призывает людей к миру, выбору в сторону добра и справедливости. Леонид Рошаль всегда работает бесплатно.
V. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа в группах.
-Как Вам удобнее будет работать: самостоятельно или в группах? Работа учащихся в группах.
VI. Итог урока. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что стало самым важным на уроке?
Продолжите предложение:
-Сегодня я узнал…
-Сегодня я понял…
Самым важным сегодня мне…
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Добро и зло творитьВо власти всех людей,Но зло творится без труда…Добро творить трудней.