Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Письмо и развитие речи 5 класс для детей с лёгкой умственной отсталостью


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
с. Русские Шои»

Утверждаю
Директор «ЦЛПДО с. Русские Шои»
__________ /А.Г.Деревянных/
«__»_________________2015г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Письмо и развитие речи» для 5-б класса (F70)
на 2015-2016 учебный год.
Составила: А.Р.ЯсоваРассмотрено Согласовано:
на МО учителей Заместитель директора по УВР
протокол №__ __________/И.А.Деревянных/
от «__»____________2015г. «__»____________2015г.
Руководитель МО
____________/А.Р.Ясова/
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде
ний VIII вида. 5-9 классы./Под ред. И.М.Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2013. –
288с.
2. Учебного плана образовательного учреждения.
3. Аксёнова А.К.,Головкина Т.М., Лазуткина В.Н. Русский язык. 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Дрофа, 2011. -251с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития речи:
закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать речь обучающихся, обогащать их словарь;
воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Содержание программы
Звуки и буквы. Текст1            Повторение.Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.      Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.      Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.      Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.      Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.      Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст.
      Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.      Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст.
Состав слова.
      Корень и однокоренные слова.      Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.      Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.      Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.      Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.      Разделительный ъ в словах с приставками.      Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)      Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи.
      Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.      Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.      Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).      Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.      Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.      Изменение имен существительных по числам.      Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.      Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.      Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.      Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.      Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.      Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).      Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.      Упражнения в образовании прилагательных от существительных.      Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).      Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.      Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.      Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.      Распространение предложений именами прилагательными.      Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.      Глагол. Значение в речи.      Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).      Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.      Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.      Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Предложение. Текст.
      Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.      Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.      Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.      Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.      Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.      Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.      Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.      Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Повторение
Связная речь
      Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.      Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.      Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.      Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.      Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).      Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.      Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.      Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.      Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.      СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов). Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов.
Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения
К I группе относятся Иванов Виталий, Окунев Максим, Созонов Артемий, Хакимов Илья.
Они наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.Они достаточно легко овладевает звуко-буквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном им развитию уровне овладевают устной и письменной речью.Ко II группе относятся Большаков Антон, Желонкин Вадим, Иванова Наташа, Капитонова Аня, Марьина Маша, Роженцова Женя.
Они также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.На уроках письма и развития речи они допускают больше ошибок в письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся Домрачев Денис, Михайлов Егор.
Они с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Трудности обучения письму и развитию речи у детей этой группы проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Обучающиеся медленно овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.
Основные требования к умениям обучающихся      1-й уровень (I-II группа)- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- строить простое распространённое предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.      2-й уровень (III группа)- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;- писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.Количество часов в неделю: 5
Количество часов по программе:164
Из них контрольных диктантов: 8
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Учебная тема Количество часов
I четверть 44
I. Звуки и буквы 13
II. Предложение. 10
III.
Слово 1. Состав слова 21
II четверть 35
2. Части речи 3
1) Имя существительное 33
III четверть 48
2) Глагол 14
3) Имя прилагательное 34
IV четверть 37
IV. Предложение. Текст. 23
V. Повторение 14
Количество часов за учебный год 164
Календарно – тематическое планирование
по письму и развитию речи
№ п/п Тема Словарь Кол-во часов Сроки
I четверть (44ч)
I. Звуки и буквы
1 Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки Упр.1-3, с.4-6 1 2 Алфавит Упр.4-6, с.7-9 каникулы 1 3. Твёрдые и мягкие согласные. Упр.7, 8, 11, с.9-12 1 4. Отличия предложений от текста Упр.10, 9, с.11 библиотека 1 5. Разделительный мягкий знак. Упр.12, 13, с.12-13 1 6. Мягкий знак как показатель раздельного произношения согласного и гласного. Упр.14, 15, с.13-14 жёлтый 1 7. Звонкие и глухие согласные. Упр.16, 17, с.14-15 1 8. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова Упр.18, с.15 отряд 1 9. Ударные и безударные гласные. Упр.19, 21, с.16, 18 лягушка 1 10. Тема и основная мысль текста Упр. 20, с.16-17 1 11. Понятие об орфограмме. Упр.22-25, с.18-20 1 12. Проверка написания слов по орфографическому словарю. Упр.26-30, с.20-22 1
13. Закрепление изученного материала по теме «Звуки и буквы» Упр.31-34, с.22-23 1 II. Предложение.
1. Предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения. Упр.35, 38, с.24-26 1 2. Различение текста и не текста. Упр.36, 37,с.25-26 1 3. Главные члены предложения. Упр. 39-42, с.26-28. 1 4. Главные и второстепенные члены предложения. Упр. 43-45, с.28-30 1 5. Отличие предложения от текста. Упр.46-48, с.30-32 однажды 1 6. Связь слов в предложении. Упр. 49-51, с.33-34 1 7. Построение предложений. Упр. 52-54, с.34-35 1 8. Закрепление изученного материала по теме «Предложение» 1 9. Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение» 1 10. Работа над ошибками. 1 III. Слово. Состав слова
1. Корень и однокоренные слова. Упр.58-60,с.38-40 1 2. Одинаковое написание корня в однокоренных словах. Упр.61, 62, с.40 1 3. Способы проверки сомнительных согласных в корне. Упр.63-66, с.41-42 1 4. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Упр.67-70, с.42-44 1 5. Непроверяемые безударные гласные Упр.71-73, с.45-47 природа 1 6. Непроизносимые согласные. Упр.74-77, с. 47-49 здравствуй 1 7. Непроизносимые согласные. Упр. 78-80, с.49-50 лестница 1 8. Двойные согласные Упр.81-83, с.51-52 1 9. Подбор слов на правило. Упр.84-87, с.53-55 1 10. Окончание как изменяемая часть слова. Упр.88-91, с.55-57 1 11. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Упр.92-94, с.57-59 внезапно 1 12. Приставка как часть слова. Упр.95-98, с.59-62 ураган 1 13. Приставка и предлог. Их различение. Упр.99-102, с.62-63 1 14. Разделительный твёрдый знак после приставок. Упр.103-106, с.64-66 1 15. Правописание разделительного твёрдого знака. Упр. 107-109, с.66-68 1 16. Суффикс как часть слова. Упр. 110-113, с.68-70 1 17. Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением. Упр.114-117, с.70- 72 чёрный 1 18.
19. Закрепление изученного материала по теме «Состав слова» 1
1 20. Контрольный диктант № 2 по теме «Состав слова». 1 21. Работа над ошибками. 1 II четверть (35 ч) Части речи. 1. Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Упр.124-127, с.76-79 1 2. Значение частей речи и вопросы для выявления частей речи. Упр.128-131, с. 79-80 1 3. Определение частей речи. Упр.132-134, с.81-82 корабль 1 1) Имя существительное. 1. Имя существительное как часть речи. С. 83-85, упр.135-138 1 2. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий. Упр.139-142, с.85-87 человек 1 3. Близкие по значению существительные. Упр. 143-146, с.87-90 1 4. Противоположные по значению существительные. Упр.147-150, с.91-92 1 5. Дополнение предложений оборотами. Упр.151-153, с.92-94 1 6. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Упр.154-157, с.94-97 берег 1 7. Собственные и нарицательные имена существительные. Упр.158-160, с.97-98 1 8. Подбор собственных имён существительных. Упр.161-163, с.98-99 1 9. Различение собственных и нарицательных существительных. Упр.164-166, с.99-101 Красная площадь, столица, область 1 10. Деловое письмо. Поздравительная открытка. Упр.167-169, с.101-103 желать 1 11. Деловое письмо. Адрес. Упр.170-173, с.103-105 Адрес, конверт 1 12. Изменение существительных по числам. Упр.174-177, с.105-106 1 13. Определение числа существительных. Упр.178-180, с.107-108 иней 1 14. Род имён существительных. Упр.181-184, с.108-109 1 15. Различение существительных по родам. Упр.185-187, с.109-111 1 16. Определение рода имён существительных. Упр.188-190, с.111-112 1 17. Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце Упр.191-195, с.112-115 1 18. Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце Упр.196-199, с.115-116 1
19. Изменение существительных по вопросам. Упр.200-203, с.117-119 1 20. Изменение существительных по падежам. Упр.204-206, с.120-121 1 21. Склонение имён существительных. Упр.207-211, с.122-124 1 22. Упражнения в определении падежей существительных Упр.212-214, с.124-126 Идти, шёл 1 23. Определение падежа существительных. Упр.215-217, с.127-128 благодарю 1 24. Начальная форма существительного. Упр.218-220, с.129 1 25. Предлог и падежные окончания. Упр.221-226, с.130-133 забота 1 26. Определение падежа существительных. Упр.227-229, с.133-135 Телефон, телевизор 1 27. Упражнения в изменении существительных по падежам. Упр.230-232, с.135-136 вместе 1 28. Упражнения в изменении существительных по падежам. Упр.233-236, с.137-138 1 29. Р.р Составление рассказа «Первый снег» Упр.238, 239, с.139-140 1 30. Закрепление изученного материала по теме «Имя существительное» с.140-142 1 31. Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» 1 32. Работа над ошибками. 1 III четверть ( 48 ч) 2) Глагол 1. Глагол. Значение глаголов в речи. С. 143,
Упр.247-249, с.144-145 1 2. Семантические группы глаголов. Упр.250-252, с.145-147 1 3. Подстановка глаголов в предложения. Упр.253-256, с. 147-149 1
1 4. Изменение глагола по временам. Упр.257-259, с.149-150 1 5. Глаголы настоящего времени. Упр.260-262, с.151-152 до свидания 1 6. Глаголы прошедшего времени. Упр.263-265, с.153-155 случай 1 7. Глаголы будущего времени. Упр.266-268, с.155-157 1 8. Упражнения в определении времени глагола. Упр.269, с.157
Упр.272, с.159 облако 1 9. Деловое письмо. Письмо. Упр.271, 270, с.158 1 10. Закрепление изученного материала по теме «Глагол». 1
11. Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол». 1 12. Работа над ошибками. 1 13. Закрепление изученного материала по теме «Глагол». 1 3) Имя прилагательное 1. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Упр.280-281, с.162-164 1 2. Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными. Упр.282-283, с.164-165 1 3. Признаки, обозначаемые прилагательными. Упр.284-287, с.166-168 огромный 1
1 4. Замена существительных прилагательными. Упр.288-290, с. 168-169 свобода 1 5. Близкие по значению прилагательные. Упр.291-294, с.170-171 1 6. Противоположные по значению прилагательные. Упр.295-298, с.171-172 1 7. Сравнительные обороты. Упр.299-303, с.173-174 беседа 1
1 8. Прямое и переносное значение прилагательных. Упр.304-307, с.174-175 1
1 9. Р.р. Изложение «Белка». Упр.308, с.176 1 10. Работа над ошибками. 1 11. Согласование прилагательных с существительным. Упр.309-311, с.176-177 1 12. Род прилагательных. Упр.312-315, с.177-179 1
+1 13. Окончания прилагательных мужского рода. Упр.316-319, с.179-180 1 14. Окончания прилагательных женского рода. Упр.320-322, с.181-182 минута 1 15. Окончания прилагательных среднего рода. Упр.323-324, с.182-183 1 16. Контрольный диктант №5 по теме «Род прилагательных» 1 17. Работа над ошибками. 1 18. Подбор противоположных по смыслу прилагательных. Упр.325-326, с.183-184 1 19. Выделение окончаний. Упр.327, 330, с.184-185 1 20. Р.р. Составление рассказа «Первые проталины». Упр.328, с.185 1 21. Р.р. Составление описаний предметов. Упр.331-334, с.186-187 1 22. Изложение «Трудное время» Упр.335, с.188 1 23. Р.р. Составление рассказа по картине И.И.Шишкина «Рожь». Упр.336, с.188 1 24. Работа над ошибками. 1 25. Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Упр.338-342, с.189-190 1 26. Выделение корня у однокоренных слов. Упр.345,343,344, с.191-192 1 27. Составление предложений из слов. Упр.346-348, с. 192-193 1 28. Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное». 1 29. Работа над ошибками. 1 30. Закрепление изученного материала. 1 IV четверть (37ч) IV. Предложение. Текст. 1. Главные и второстепенные члены предложения Упр.352, с.194-195 1 2. Нераспространенные и распространенные предложения Упр.353-355, с.196-197 1 3. Распространение предложений второстепенными членами Упр.356-358, с.197-198 охрана 1 4. Порядок слов в предложении. Упр.359-361, с.198-199 1 5. Порядок слов в предложении с использованием схем. Упр.362-365, с.199- 201 1 6. Составление предложений со словосочетаниями. Упр.366-368, с.201- 203 Космос,
космонавт 1 7. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Упр.369-372, с.203-205 1 8. Вопросительные предложения. Упр.373, 374, с.205-206 1 9. Преобразование повествовательных предложений в вопросительные. Упр.375, 376, с.206-207 граница 1 10. Составление вопросительных предложений. Упр.378-380, с.207-209 1 11. Восклицательные предложения. Упр.381-384, с.209-211 1 12. Диалог. Упр.385-386, с.211-212 диалог 1 13. Дописывание диалога. Упр.387, 388, с.212-213 1 14. Правила диалога. Упр.390-392, с.214-216 1 15. Однородные члены предложения. Упр.393, 394, 396, с.216-218 1 16. Интонация перечисления. Упр.395, 397, 398, с.217-219 победа 1 17. Постановка вопроса к однородным членам предложения. Упр.399, 400, с.219-220 герой 1 18. Текст. Части текста. Упр.401-403, с.220-223 салют 1 19. Деление текста на части по плану. Упр.404-406, с.223-224 1 20. Закрепление изученного материала по теме «Предложение». Упр.407-410, с.224-225 1 21. Закрепление. Восстановление частей текста по плану. Упр.411, 412, с.226 1 22. Контрольный диктант № 7 по теме «Предложение». 1 23. Работа над ошибками. 1 V. Повтороение. 1. Орфограмма. с.227, Упр.414,415, с.228-229 1 2. Подбор проверочных слов. Упр.416-419, с.230-231 1 3. Суффикс и приставка. Упр.420-423,с. 231-232 1 4. Различение частей речи. Упр.424-427, с.232-234 1 5. Собственные имена существительные. Упр.428, 431, с.234-235 1 6. Род и падеж существительных. Упр.429, 430, с.235 1 7. Предлог и приставка. Упр.432, 434, 435, с.236-237 1 8. Р.р. Составление рассказа по опорным словам. Упр.433, с.236-237 1 9. Время глагола. Упр.436-439, с.238-239 1 10. Имя прилагательное. Упр.440, 441, 443, с.239-241 1 11. Деление текста на части. Упр.442, 444, с.240-241 1 12. Составление ответов на вопросы. Упр.445-447, с.242-243 1 13. Контрольный диктант № 8 по теме «Повторение». 1 14. Работа над ошибками. 1