Презентация на тему: Работа по формированию фонематического восприятия


Работа по формированию фонематическоговосприятияИз опыта работы учителя - логопеда МКОУ «Среднеикорецкая СОШ » Киселёвой О.Е Работа над фонетико–фонематическим восприятием предполагает:- выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;- определение места звука в структуре слова;- определение звукового и слогового состава слова;- подбор слов с заданным звуком или слогом;- формирование слова из ряда звуков или слогов. Ребенку непросто осознавать, что такое звук, слог, слово, предложение, поэтому залогом успешного обучения детей абстрактным понятиям является использование занимательного наглядного материала и создание игровых ситуаций. Создание игровых ситуаций, способствует более успешному выполнению заданий. Например, с целью определения позиции звука в слове или определение количества слогов в слове можно использовать пособие «Паровоз». При обучении детей звуковому анализу и синтезу слов подходит использование игры «Путаница», в ходе которой необходимо выделить начальные звуки в названиях предложенных картинок, вставить или вписать в соответствующие клеточки и прочитать полученное слово. Для повышения эффективности коррекционной работы можно использовать экспериментальную деятельность детей. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему–либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение для детей:- создают условия для ориентировочно – исследовательской деятельности;- развивают различные стороны психической деятельности( внимание, мышление, память, речь) ;- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к графическим навыкам;- формируют умение понять учебную задачу и решить её самостоятельно;- Формируют навыки самоконтроля и самооценки.Для логопеда:- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;- налаживают отношения с малоконтактными детьми. Вот некоторые упражнения: Конструирование букв. На столах – палочки, карандаши, фасоль, ниточки. Детям предлагается выложить различные буквы. Они сами должны выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания букв. Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другую? (Передвинутьпалочку, добавить и т. д.) Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.Работа по слоговой таблице (составление слов из букв и слогов) Соедини картинку со звуковой моделью или со слоговой схемой. Назови картинку. Определи первый звук в слове, назови парный ему звук. Определи место звука [ л] в словах (в начале, середине, конце ). У каждого ребенка на парте карточка- полоска бумаги, разделенная на три равные части.{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA} Игра «Слово рассыпалось». На доске слово с измененным порядком букв(при этом может получиться не одно слово, а несколько, н – р: сосна – насос).Придумывание слов на определенный слог( например: туча, туман, Тузик).Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух – трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге… Корректурные пробы. Например, зачеркните «дежурные» буквы г-к, прочитай пословицу: Правильное дыхание – успех в учебе. Как, известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Я в своей работе уделяю пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания. Существуют специальные упражнения, задача которых, научиться дышать носом. Отрабатывать их нужно до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным. 1.Очень полезное упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом можно положить на верхнюю часть живота.2.Встать, рот закрыть. Одну половинку носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно(4-5 раз) через каждую половинку носа.3.Встать, рот закрыть .Сделать плавный вдох через нос, а на выдохе произносить согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф].4.Упражнение «Хомячок» -пошмыгать носом, рот закрыт. 5.«Согреть руки» – выдох со звуком х – х – хо.6. «Остудить воду» - выдох со звуком Ф – ф – ф.7. «Бабочка» - сдуть бабочку на ниточке с цветка. Бабочка на ветке сидела, Ветер дунул – улетела.8. «Вьюга».Вьюга начинается.(Дети делают глубокий вдох, на выдохе начинают тихо тянуть: у – у – у…)Сильная вьюга.(Дети увеличивают силу голоса.)Вьюга затихает. (Дети уменьшают силу голоса.)9. «Дятел». Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. (5-6раз) Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы. Начинать следует со звуков, которые произносятся правильно, а затем с теми, которые вновь ставятся ( или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Одновременно надо проводить работу по развитию слуховой памяти и слухового внимания. Всё это позволяет добиться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.