Урок-игра для 8-х классов по истории России по теме «Российская империя в XIX веке»

Урок-игра для 8-х классов по истории России
по теме «Российская империя в XIX веке».
Коррекционный класс.

Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «История России 19 века», используя групповую и индивидуальную работу учащихся.
- Осуществить контроль знаний учащихся;
- Закрепить представления об основных процессах и событиях истории России 19 века;
- Развитие умений работать с историческими источниками, обобщать и делать выводы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование урока:
Исторические документы (стихи современников об российских императорах 19 века), карта России 19 века, магниты на магнитную доску

План урока:
Организационный момент
Выполнение конкурсных заданий 1 – 4. Задание № 4 является резервным. Если времени для его проведения не остается, то оно не проводится
Подведение итогов игры, Выставление оценок

Правила игры:
в игре участвуют две команды
Первой отвечает команда, капитан которой первый поднимает руку
Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.
За нарушение дисциплины, учитель имеет право снимать по 1 баллу
Побеждает команда, сумевшая набрать большее количество баллов.

Ход урока:
Организационный момент. (5 минуты)
Учитель говорит о начале Исторической игры по истории России 19 века, объясняет правила. Класс делится на две равные по количеству учеников команды. Каждая из команд выбирает капитана и придумывает название.
Конкурс № 1. (5 минут)
Командам выдается лист из приложения №1. Их задача состоит в том, чтобы как можно больше найти исторических слов в лабиринте. Команды называют слова по очереди, за каждое правильное слово команда получает 1 балл.
Крестьянин, оброк, помещик, реформа, декабрист, выкуп, барщины, император, либерал, консерватор, общество, манифест, революционер, отрезок, прирезок, адвокат, нейтрализация
Конкурс № 2. (10 минут)
Расшифруй слово. Командам выдается несколько исторических терминов или утративших актуальность исторических слов (приложение 2). Они должны объяснить их смысл. За каждое правильно названное слово команда получает по 2 балла.
Рекрут - солдат, кузов – плетенный из бересты короб, Молодуха молодая жена, невестка, Секундант свидетель-посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, Губернатор правитель губернии.
Конкурс № 3. (5 минут)
Расположить события в хронологическую последовательность (приложение 3). Командам выдается ряд исторических событий, которые необходимо выложить в хронологическом порядке. Команда, справившаяся с заданием первая и правильно получает 5 баллов.
Вторая команда за верное решение 3 балла.
Отечественная война 1812 года ->Восстание декабристов ->Создание третьего отделения->Отмена крепостного права->Продажа Аляски ->Убийство Александра II-> Циркуляр о кухаркиных детях

4 (резервное время)
Команды должны составить из строк стихотворение (приложение 4) и догадаться, какому императору оно посвящено. 4 баллов – за точность и правильно названное имя императора. 3 – балла за приблизительно правильно составленное стихотворение и названное имя; 2 – балла – за стих, составленный не правильно, но с рифмой + дано имя императора. 1 – за стих, но имя указано не верно.


Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда

Пушкин о Александре 1.

Перед безмолвной жертвой злобы,
Завидя праведную кровь,
Померкло солнце, вскрылись гробы,
Но разгорелася любовь.

Фет о Александре 2

Подведение итогов.
Производится подсчет полученных баллов, выявление команды-победителя. Оценивание самых активных игроков.

Приложение № 1

Д
В
О
К
А
Т
Н
Е
Й
Т
Р
А
Л
И

А
Ъ
Э
К
Р
Е
С
Я
Ю
Я
И
Ц
А
З

О
Б
Р
О
К
Д
Т
П
Р
И
Р
Е
З
К

Л
И
Б
В
И
Е
Ь
Я
Н
И
Н
Я
Ъ
К

К
О
Е
Ы
М
К
Б
А
Р
Щ
И
Н
А
О

А
Н
Р
К
П
А
Б
Р
И
С
Т
С
Т
Т

Ь
С
А
У
Е
О
М
А
Н
И
Ф
Е
Ъ
Р

Э
Е
Л
П
Р
Б
Щ
Е
С
Т
В
О
З
Е

В
Р
У
Ь
А
Т
О
Р
Р
Е
Ф
О
О
Ь

А
П
О
М
Е
Щ
И
К
Ь
А
М
Р
К
Р

Т
О
Р
Р
Е
В
О
Л
Ю
Ц
И
О
Н
Е




Приложение № 1

Д
В
О
К
А
Т
Н
Е
Й
Т
Р
А
Л
И

А
Ъ
Э
К
Р
Е
С
Я
Ю
Я
И
Ц
А
З

О
Б
Р
О
К
Д
Т
П
Р
И
Р
Е
З
К

Л
И
Б
В
И
Е
Ь
Я
Н
И
Н
Я
Ъ
К

К
О
Е
Ы
М
К
Б
А
Р
Щ
И
Н
А
О

А
Н
Р
К
П
А
Б
Р
И
С
Т
С
Т
Т

Ь
С
А
У
Е
О
М
А
Н
И
Ф
Е
Ъ
Р

Э
Е
Л
П
Р
Б
Щ
Е
С
Т
В
О
З
Е

В
Р
У
Ь
А
Т
О
Р
Р
Е
Ф
О
О
Ь

А
П
О
М
Е
Щ
И
К
Ь
А
М
Р
К
Р

Т
О
Р
Р
Е
В
О
Л
Ю
Ц
И
О
Н
Е




Приложение № 2.

Раскройте смысл слов, которые часто употреблялись в 19 веке в России, но сейчас утратили свою актуальность.

1)рекрут –


2) кузов –


3) молодуха –


4) Секундант –


5) Губернатор -








Приложение № 2.

Раскройте смысл слов, которые часто употреблялись в 19 веке в России, но сейчас утратили свою актуальность.

1)рекрут –


2) кузов –


3) молодуха –


4) Секундант –


5) Губернатор -






Отечественная война 1812 года

Отмена крепостного права

Восстание декабристов

Циркуляр о кухаркиных детях


Убийство Александра II

Создание третьего отделения

Продажа Аляски

Приложение 4
Команда 1

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда





Приложение 4
Команда 2
Перед безмолвной жертвой злобы,

Завидя праведную кровь,

Померкло солнце, вскрылись гробы,

Но разгорелася любовь.


15