Методические рекомендации по работе школьных объединений



Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения городских, районных и общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед МО задачами, работа МО включает:
работу над единой методической темой образовательного учреждения;
проведение заседаний МО;
выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО;
знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО;
подготовку и проведение предметных недель;
подготовку и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
проведение и подготовку учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам, конкурсам;
подготовку и проведение внеклассных мероприятий;
посещение учебных, факультативных и элективных занятий.
Работу методического объединения регламентируют следующие нормативные документы:
приказ об открытии МО;
приказ о назначении на должность руководителя МО;
положение о МО;
должностная инструкция руководителя МО;
функциональные обязанности учителей МО.
Для успешной работы МО необходимо иметь следующие документы:
анализ работы за прошедший год;
план работы на текущий учебный год;
банк данных об учителях МО (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);
сведения о темах самообразования;
перспективный план аттестации учителей;
перспективный план повышения квалификации;
график проведения контроля уровня сформированности умений в монологической, диалогической речи, аудировании, чтении, письме, лексико-грамматических навыков;
адреса профессионального опыта;
план проведения предметной недели;
график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
график проведения открытых уроков и мероприятий;
календарно-тематическое планирование;
план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;
информационные и аналитические справки, диагностика;
протоколы заседаний МО.
Планирование работы МО начинается с выбора методической темы. Далее определяется цель и основные задачи, составляется план работы. План обсуждается на методическом совете и утверждается директором школы.
Основными задачами МО при организации и проведении методической работы являются:
Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
Совершенствовать комплекс знаний учителей (повышать профессиональную квалификацию учителей в процессе самообразования, на курсах при ИУУ, во время зарубежных поездок…)
Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
Организовывать работу по оказанию помощи молодым специалистам опытными преподавателями, а также педагогам в период аттестации.
Совершенствовать работу учителей на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
Внедрять в учебный процесс учебно-методические и дидактические материалы, программное обеспечение автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем.
Сосредоточить основные усилия МО на создании прочной базы знаний учащихся на ранней стадии обучения, на подготовке учащихся к ЕГЭ и успешному поступлению в ВУЗы.
Формировать у учащихся высокие духовно-нравственные качества на уроках иностранного языка.
Организовывать взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
Повышать качество проведения занятий в условиях модернизации и развития учебно-материальной базы школы в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.
Для того чтобы каждый учебный год проходил целенаправленно и плодотворно, в начале учебного года необходимо заранее продумывать и планировать комплекс необходимых для этих целей мероприятий:
уточнение недельной нагрузки учителей МО и выявление вакансий;
собеседование с молодыми специалистами и выбор наставников;
собеседование с вновь прибывшими учителями;
уточнение списков учителей, подавших заявления на повышение квалификационной категории;
подготовку кабинетов иностранного языка к новому учебному году;
участие в педагогическом совете;
корректировку плана работы МО на новый учебный год.
В работе МО выделяются следующие направления:
аналитическая деятельность;
информационная деятельность;
организационно-методическая деятельность;
консультационная деятельность.
Аналитическая деятельность включает в себя:
мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
диагностику мотивированности педагогов на профессиональное развитие и саморазвитие;
изучение степени удовлетворенности организацией методической работы;
изучение профессиональных и культуроведческих потребностей членов МО;
создание портфолио учителей.
Информационная деятельность – это:
формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической и т.д.);
ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
информирование педагогов о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
изучение государственного стандарта общего образования;
приобщение педагогов к опыту инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

Организационно-методическая деятельность предполагает:
изучение запросов, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации учителей;
организацию работы МО;
организацию и проведение конкурсов, олимпиад, предметной недели;
организацию и проведение
а) педагогических мастерских,
б) семинаров – практикумов,
разработку авторских программ элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.
Консультационная деятельность заключается в организации консультаций
для членов МО,
для учащихся, занимающихся научной или творческой деятельностью,
для учащихся, готовящихся к итоговой аттестации,
для молодых специалистов,
для родителей по вопросам обучения и воспитания детей, в популяризации результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Центральное место в планировании работы МО занимает учебно-воспитательная работа. Она предполагает:
проверку наличия учебников у учащихся;
определение списка учителей для индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем;
составление графика контроля;
уточнение календарно-тематических планов;
подготовку и проведение олимпиад, конкурсов и т.п. в рамках предметной недели;
составление списков учащихся для сдачи экзаменов по выбору;
отчеты учителей об успеваемости учащихся, о выполнении программ;
проведение итоговой аттестации выпускных классов.
Одним из важных методических мероприятий являются заседания методического объединения, проводимые 4 раза в год в установленные для этого дни. На них следует обсуждать вопросы организации и хода учебно-воспитательного процесса, работу учителей и учащихся по усвоению преподаваемого предмета. Важными темами для обсуждения являются совершенствование структуры и содержания учебных программ и тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации. На заседаниях МО также рассматриваются тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. На каждом заседании ведутся протоколы, где указывается следующее:
план заседания;
краткое изложение выступлений;
принятые решения.
Одним из разделов плана работы МО являются сведения об учителях МО. Они позволяют отслеживать усилия всех представителей МО, их прогресс и достижения, а также необходимость повышения квалификации на курсах при АППО.
Ежегодно следует планировать контроль речевой компетенции учащихся. Для этой цели составляется график проведения контроля. Каждый учитель отчитывается перед руководителем МО о проведенном контроле.
Особое место в работе МО занимает неделя иностранного языка, которую всегда с нетерпением ожидают как учителя, так и дети, т.к. участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя. Учителя планируют, подготавливают и проводят ряд мероприятий согласно плану проведения предметной недели.
В течение года планируется проведение недели педагогического мастерства или фестиваля педагогических и методических идей. Целью данных мероприятий является знакомство с передовыми находками, творческими достижениями учителей, открытие дороги педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулирование развития инициативы и творчества педагогов.
В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.