Социализация дошкольников в процессе закрепления пройденного материала по татарскому языку совместно с родителями.


Социализация дошкольников в процессе закрепления пройденного материала по татарскому языку совместно с родителями.
Цель:
сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками,
активизировать родителей, привлечь их внимание в процесс закрепления пройденного материала.
Задачи:
установить партнёрские отношения с семьей,
создать атмосферу общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки и  взаимопроникновения в проблемы друг друга.В соответствии с Федеральными государственными требованиями и федеральными государственными стандартами одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразию Республики Татарстан, уважение к языку и культуре татарского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Реализуя ФГОС дошкольного образования и татарча сөйләшәбез (УМК), нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции.
Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи.
ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья играет важную роль в усвоении ребёнком родной речи.
Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.
Новая методика по обучению татарскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.
В приемной группы расположен красочно оформленный информационный стенд который называется «Говорим по-татарски», «Татарча сөйләшәбез», где для нас представлены материалы по татарскому языку для повторения с детьми дома.
Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, мы изготовили дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. Нами изготовленные дидактические игры: «Помогаем маме», «Угости Алсу и Булата», «Минем өем», «Нәрсә артык? », «Бу кем? », «Командир», «Тылсымлы төсләр», «Портфельны тутыр» и многие другие.
Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.
В каждой возрастной группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно-демонстрационных материалов.
Родителям было предложено зарегистрироваться на сайте http://anatele.ef.com и пройти «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН "С НУЛЯ".
Родители нашей группы посещают официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ в разделе «Дошкольное образование», где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления и использования по закреплению пройденного материала по татарскому языку в семье и другая необходимая информация;
ФГОС дошкольного образования и Татарча сөйләшәбез предусматривают использование при работе с детьми и родителями мультимедийной техники. С помощью этого оборудования каждый родитель имеет возможность совместно с ребенком просмотреть мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм» и «Союзмультфильм» (в переводе на татарский язык) анимации.
Одним из средств закрепления пройденного материала по татарскому языку являются творческие конкурсы и выставки по мотивам татарских сказок «В мире сказок», среди детей и родителей нашей группы. Такие конкурсы помогают детям не только знакомиться с татарскими сказками и культурой, а также способствуют развитию моторики, мышления и фантазии у детей.
Родители нашей группы совместно с детьми смотрят на канале ТНВ трансляцию телепередачи на татарском языке «Әкият илендә” ("В стране сказок"), что позволяет им изучать татарский язык, начиная с самых его азов. Татарские слова в этих передачах знакомы детям, что дает возможность родителям поинтересоваться, побеседовать с детьми о том, что им было интересно, о чем говорилось. Проходит конкурс рисунков по содержанию передачи.
На выходные дни папки с рабочими тетрадями и новой лексикой мы забираем домой для закрепления пройденного материала. С удовольствием повторяем изученные слова и предложения на татарском языке. Также использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить  лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития  своего ребёнка. Дети совместно с родителями очень любят заниматься по красочным рабочим тетрадям. Рабочая тетрадь является частью Татарча сөйләшәбез по обучению детей татарскому языку. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы, развивать навыки связной речи, понимать речь взрослого, по словесному указанию находить предметы.
Дети нашей группа показывают пальчиковые игры и привлекают к этому родителей.
Родители принимают участие в сюжетно-ролевых играх.
Вечерами наши родители приходят и совместно играют с детьми в дидактические игры, закрепляют вместе пройденный материал.
Любое мероприятие с детьми в детском саду — событие непростое. Основную особенность проведения праздничных утренников или ежедневных утренних гимнастик составляют игры. Подвижные игры в детском саду — это важнейший элемент воспитания и развития ребёнка. Именно игры в детском саду формирует характер, развивает у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда.
Для каждого возраста разработаны свои подвижные игры в детском саду, которые учитывают психологические и физиологические особенности того или иного возраста. Организация мероприятий предполагает обязательные игры в детском саду, когда участниками развлекательно-игровых действий становятся и сказочные герои, и сами ребята. После проведения игр в детском саду, останутся довольными и дети, и родители! Именно поэтому грамотная организация игр в детском саду подарит каждому ребёнку незабываемые эмоции.
Игры в детском саду, по сути и способу проведения можно подразделить на несколько видов. В каждом виде игр в детском саду, несмотря на общее сходство, имеются свои отличия.
Одна из этих игр – это Парашют. Игры с парашютом развивают воображение, когда играющие «превращаются» в животных, а парашют — в разноцветное облако, радугу, карусель.
Его поднимают и опускают, ходят с ним по кругу, одновременно исполняя детские песенки, стишки или считалки. У дошкольников хорошо развита координация движений, повышена двигательная активность, эмоциональный настрой; дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес к физкультурным занятиям; дошкольники показывают высокие результаты по основным видам движения, развита фантазия; дети умеют применять полученный двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности .Игры с парашютом решают следующие задачи:
- развивают слуховое и зрительное внимание, быстроту реакций, ловкость, скорость, эмоциональную сферу и чувство сопричастности общему делу;
- активизируют двигательные навыки;
- формируют умения удерживать  красивую статичную позу, ориентироваться в пространстве;
- воспитывают эмоциональную отзывчивость, умение перевоплощаться, действовать в коллективе согласовано;
- учат сочетать движения со словами и музыкой.
Я использую эту игру в работе потому что:
участвует вся группа
доступны
в техническом исполнении легкиу детей вызывает неподдельный интерес, неописуемый восторг, бурю эмоций
самое главное подходит для любого возраста (от3 до 7 лет)
неограниченные возможности в применении (стоя, сидя, лежа, в ходьбе, беге, прыжках)помогает решить задачи во всех направлениях развития: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
развивает личностные качества ребенка, одним словом, помогает формировать интегративные качества воспитанника – выпускника детского сада.
Закрепление  цвета, закрепление счета, закрепление животных и т.д.Ход.: Дошкольники (12 человек) вместе с воспитателем расстилают парашют на полу, растягивают его и каждый ребенок держится руками за край парашюта .Воспитатель называет цвет. Дети, стоящие около данного цвета, должны поменяться местами, пробежав под парашютом.Парашют поднимать и опускать медленно на счет “раз, два, три – желтый цвет беги”. (бер, ике, өч – сары төс чаб). Повтор игры 3-4 раза.