сценарий деловой игры Безопасность жизни маленьких детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»






Сценарий

ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«Безопасность жизни маленьких детей»

для детей старшего дошкольного возраста





Составитель:
педагог дополнительного образования
Пронько Елена Петровна






Альметьевск, 2014год
Аннотация
Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?». Ребенок попадает в различные ситуации, в которых он может просто растеряться.
В ходе деловой игры детям дается необходимая сумма знаний об общепринятых нормах поведения. Во-вторых, дошкольники учатся адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, овладевают элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивают самостоятельность и ответственность.
Представленная деловая игра – это одна из форм взаимодействия детей и взрослых, итог большой работы педагогов и родителей.
Чтобы вызвать у детей интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у них самостоятельности, в деловой игре проводятся вопросы, загадки, игры, театрализованные представления, развивающие задания на каждого ребенка, в которых дети имеют возможность показать свои знания и выразить свое мнение. Участниками игры, можно сказать соведущими, являются эксперты – два педагога, которые следят за ходом игры, уточняют и дополняют ответы детей, задают вопросы. Все задания выполняются индивидуально, родители забирают с собой и по результатам строят дальнейшую работу со своим ребенком.






















Сценарий
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «Безопасность жизни маленьких детей»

Место проведения: «ЦДЮТ», Школа развития дошкольников «Страна Любознайка».

Цель: Обеспечение безопасности и здорового образа жизни детей-дошкольников.

Задачи:
Образовательная.
Познакомить детей с правилами безопасности, выяснить пробелы их знаний.
Помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома и на улице.
Развивающая
Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Воспитывающая.
Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Команды заняли свои места за столиками.

Ход игры
-Здравствуйте, дорогие ребята!
-Сегодня вы станете участниками деловой игры. Почему «игра», думаю всем понятно. Ведь игра – самое любимое занятие дошколят. Почему «деловая»? Да, потому, что название её очень серьезное, важное и весьма внушительное: «Безопасность жизни маленьких детей».
-Многие правила возникли в глубокой древности, когда люди пытались защитить себя от диких зверей и природных явлений. Со временем условия жизни изменились, изменились и правила безопасности.
-Сейчас мы станем активными участниками игр, элементов занятий, театрализованных представлений, в процессе которых выясним, что вы знаете о безопасном поведении, и чему еще нужно научиться.
В нашей деловой игре участвуют эксперты:
1.
2.
-Это люди, которые хорошо разбираются и знают о безопасном поведении все.
- Мир прекрасен, но в, то, же время таит в себе много неожиданностей. Поговорим как нужно вести себя дома.
- Ответьте на несколько вопросов:
Что опасного может быть дома?
Какие предметы, вещи могут быть опасными?
В каком случае они приносят вред и могут стать причиной беды?
Какие правила нужно соблюдать, чтобы эти предметы приносили нам пользу, а не вред?
Задание: Найдите 10 опасных предметов на рисунке (отметьте их).
Слово экспертам:
Все вещи должны находиться на своем месте «Каждой вещи – свое место!» Соблюдать в доме порядок.
Опасно, когда кнопки, булавки, иголки, гвозди валяются на полу, на креслах и диванах.
Нужно правильно обращаться с этими предметами, а если еще не умеешь, то не трогай!
Ведущий:
-Слово электричество вам знакомо.
-Какие э/приборы вы знаете?
-Для чего они необходимы?
-Чем они опасны?
Ведущая: (уточняет)
-Опасны по двум причинам: могут вызвать пожар и так как в них проходит э/ток, они могут ударить током.
-Вся современная техника удобна и красива, но какие правила поведения в обращении с ними вам известны?

Слово экспертам:
Уходя их дома, или даже из комнаты, выключайте телевизор, магнитофон, компьютер, утюг, свет. Лучше попросите об этом взрослых.
Никогда не тяните за э/провод. Не трогайте э/приборы мокрыми руками- может случиться короткое замыкание.
Если заметишь оголенные провода сообщи взрослому. Такие вещи нуждаются в ремонте.
Задание: перед детьми карточка с изображениями э/приборов. Нарисуйте знаки возле каждого предмета:
-Нельзя самому пользоваться.
-Осторожно пользоваться.
Игра малоподвижная «Ток течет по проводам»
Загадки об опасных предметах и э/приборах.

Загадки.

Опасные предметы:
1. Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик.
(ножницы)

2. Если острием упрется –
Сразу дырочка найдется.
(шило)

3. Есть у моего Антошки
Только шляпка да железная ножка.
(гвоздь)

4. Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой.
(молоток)

5. Вот железная плутовка
Листы держит очень ловко.
Крепко вместе их сжимает,
Никогда не растеряет.
(скрепка)

6. Я иголкина подружка
Только нет у меня ушка.
(булавка)

7. Длинноногий ходит по дороге:
Одна нога по кругу бежит,
Другая – на листе стоит.
(циркуль)

8. Гвоздь как схватят, 4как потянут,
Непременно вытащат.
(клещи)

9. Конь стальной, хвост льняной,
Подружись-ка ты со мной.
10. Кланяется, кланяется,
А придет домой – растянется.
(топор)

11. Я сижу в своем домишке, не серди меня, мальчишка,
Обращайся осторожно –
Мной-порезаться ведь можно!
(перочинный ножик)

Э/приборы.
1.
У окошка я сижу
На весь мир в него гляжу.
(телевизор)

2.
Плывет электроход,
То назад, то вперед.
(утюг)

3
Он один на этом свете
Рад уж очень пыль здесь встретить.
(пылесос)

4.
На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок-
Развеселый огонек.
(настольная лампа)

5.
Только я только я
Я на кухне главная.
Без меня , как не трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(плита)

6.
Посмотри на мой бочок, во мне вертится волчок.
Никого он не бьет
Но зато все собьет.
(миксер)

7.
Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий,
Если только захочу,
Кипяточку вскипячу.
(самовар)


8.
Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами.

· (магнитофон)

Ведущая: Сейчас попрошу вас сделать один большой круг.
-Люди давно научились добывать огонь. Он, верно, служит человеку, но нельзя забывать об осторожном обращении с огнем. Может случиться пожар.
-От чего происходят пожары?
-Какие беды приносят пожары?
-Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

Игра «Если возник пожар» (с красным воздушным шаром).

Дети в кругу. В руках ведущего шарик. Играющий договаривает последнее слово строки и передает шар другому игроку. Если тот не сказал, то выбывает из игры.

Ведущий:
Этот шар в руках недаром,
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар (в квартире)

Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)

Красный отблеск побежал
Кто со спичками(играл)

Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над(газом)

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег(траву)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые(предметы)

Помни каждый гражданин
Этот номер(01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных(вызывай)

Ведущая:
-Мы славно поиграли, а заодно выяснили, от чего могут возникнуть пожары и по какому номеру нужно вызывать пожарную команду. Присаживайтесь поудобнее.
Давайте все-таки уточним, если вы дома одни и почувствовали запах дыма, появился огонь, что необходимо сделать в первую очередь.
- Можно ли прятаться под кровать или убегать в другую комнату?
-Может ли загореться новогодняя елка?
-Вам подарили фейерверк и бенгальские огни. Можно ли вам самостоятельно, без наблюдения взрослого зажигать их? Где вы будете их зажигать?

Слово экспертам:
При запахе дыма, при появлении огня:
Если в дома одни необходимо вызвать пожарных по телефону 01, сообщить свой адрес или обратиться к соседям по квартире, по площадке.
Нельзя прятаться под кровать, под стол, убегать в другую комнату – лучше выйти из квартиры, на лестничную площадку.
Дым может быть опаснее огня. Поэтому, если не удалось выйти из помещения, то нужно дышать через мокрую тряпку или носовой платок, а так же присесть или прилечь на пол, т.к внизу дыма меньше. Накрыть голову мокрой тряпкой.
Необходимо:
Чтобы каждый человек был внимателен в обращении с огнем. Опасны игры со свечками, спичками, зажигалками.

Появляются два персонажа: Клепочка и Кнопочка.

Кнопочка: Пойдем скорее. Что так долго возишься. Мы опаздываем! Прослушаем самое важное!
Клёпочка: Куда мы опаздываем?! Что такое важное мы можем прослушать?
Кнопочка: Сегодня открылась ЦДЮТ, ШРД «Страна Любознайка» - «Школа безопасности». Правила безопасного поведения нужно знать всем.
Клёпочка: Мы и задание для ребят приготовили!
Кнопочка: Что мы должны делать?
Клепочка: Поиграть, конечно! Вон сколько ребят собралось!
Кнопочка: Мы позже поиграем, а сейчас нужно со всеми поздороваться. (здороваются).
Кнопочка: Вы ведь сегодня про безопасность говорите? Вот мы вам с Клепой хотим свои истории рассказать, а вы потом скажете, правильно мы поступили или нет.
Клепочка: Сижу я дома одна, играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрела в глазок, то увидела чужого человека. Тут пришла моя мама, и чужой человек убежал.
Кнопочка: Как вы думаете, зачем он убежал?
Клепочка: А вы открыли бы дверь чужому человеку?
Кнопочка: А что бы ты стала делать, если бы мама не пришла, а незнакомец попытался открыть вашу дверь?
Клепочка: А вы, ребята, что стали бы делать? (звонить по телефону 02, говорить громко – Алло! Это полиция? Ко мне кто-то ломится в дверь! Адрес)
Кнопочка: А если нет телефона?
Клепочка: А я бы его обманула. Сделала вид, что звоню по телефону!
Кнопочка: Врать нехорошо.
Клепочка: Нехорошо! Но в этом случае необходимо! Запомните!
Кнопочка: А я вот сказку вспомнила, про Красную Шапочку.
-Ребята, какую ошибку допустила бабушка Красной Шапочки?
Клепочка: А я другую сказку вспомнила и хочу спросить у ребят, почему волку удалось съесть шестерых козлят?
Кнопочка: Ребята, а какие сказки вы знаете, где герои пострадали из-за того, что были слишком доверчивы и забыли про осторожность?
«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»
«Кот, петух и лиса»
«Колобок»
«Снежная Королева»

Задание: Перед детьми картинки из серии «Семья». Покажите, кому можно открывать?
Клепочка: Ну, наконец-то мы поиграем. Уверена, что считать до 10 вы умеете.

Игра «Раз, два – острова»

Кнопочка: А сейчас я вам расскажу историю про зебру Марту и обезьянку Чили.
Вопросы к сказке:
-Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем?
-Нужно ли отвечать на вопросы незнакомца?
-Почему зебра Марта не захотела разговаривать с незнакомцем?
-Куда незнакомец пригласил подружек?
-Правильно ли поступила марта, отказав незнакомцу?
-Понравился ли вам незнакомец? Почему?
-Что сделаете, если незнакомый человек будет предлагать вам что-нибудь или пригласит в гости?

Слово экспертам: Молодцы ребята! Запомните закон 4-х «не», выполнять который нужно каждому ребенку:
Не разговаривать с незнакомым человеком.
Не садиться с ним в машину. Если насильно ведут к машине, то кричать о помощи.
Не играть по дороге в школу или обратно.
Не оставаться на улице с наступлением темноты.
Запомните эти правила, они помогут вам.

Ведущая:
-Знаете, по какому номеру нужно звонить, чтобы вызвать «скорую помощь»?
-Чем отличается «скорая помощь» от других машин?
-Для чего в машине «скорой помощи» установлена сирена с «мигалкой»?
-А вы могли бы объяснить, почему машина «скорой помощи» называется «скорой»?
-Молодцы! Мы выяснили, что в случае серьезного заболевания, нужно вызывать «скорую помощь» по телефону 03. Спасибо Клёпочке и Кнопочке за поучительные истории, задания и игру.
-НО для того, чтобы вызвать «скорую помощь», пожарных, полицию – необходимо знать свой полный домашний адрес.

Литература.

1.Авдеева Н.Н. , Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-задания для дошкольников. –Москва: Творческий центр,2013.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-Москва:Баланс, Творческий центр, 2010.
4.Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. М.: «Просвящение», 2001.
5.Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: «Безопасность для малышей», 2005.
6. Ш.В Фельдчер, С.Р.Либерман, 400 способов занять ребенка от 2 до 8.
СПб; Питер Пресс, 2011.
7.Энциклопедия для детей. «Личная безопасность». М.: «Авантюра+», 2009.




15