Учебное занятие по литературному чтению С.Есенин Береза (2 класс)


Конспект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе
Тема «Поэтический образ природы в стихотворении С.А. Есенин «Берёза»
Цель урока:
развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа берёзы;
создать условия для воспитания внимательного отношения к произведениям литературы, формирование эмоционального отношения к окружающему миру, умение видеть прекрасное вокруг себя.
Оборудование урока: иллюстрации зимнего леса, иллюстрации березы в разные времена года, музыкальное оформление (романс «Белая береза, аудио запись стихотворения), портрет поэта, карточки.
Ход урока:
I.Оргмомент
В гости к нам пришла зима,
Много снега принесла.
Я ладошки к небу подниму.
Красивые снежинки я на них возьму.
Представьте, ребята, что на ваши ладошки упали снежинки. Они коснулись кончиков пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные и от этого, по – вашему телу распространяется тепло. От кончиков пальцев тепло идёт к ушкам, разливается по всему телу. Мы полюбовались красотой снежинок и решили опустить их на волю. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой ладошки, затем с левой, а теперь с обеих ладошек. - Чему мы учимся на уроке литературного чтения? (Правильно и выразительно читать, пересказывать, рассуждать, анализировать, делать выводы).
- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить, а чтобы речь была яркой и приятной для других нужно управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.
II. Речевая разминка.
- Над каким разделом учебника мы с вами работаем? (Здравствуй, матушка-зима!)
Зима-волшебница. Она может устраивать разные чудеса. Вот и у нас на уроке появилось чудесное предложение, необычное. Посмотрите на него внимательно, что нужно сделать, чтобы прочитать его.
икниженС илапад с себен.
(прочитать каждое слово справа налево)
-Какое предложение получилось? (Снежинки падали с небес)
- Прочитайте предложение, выделяя голосом подчёркнутое слово.
Снежинки падали с небес.
Снежинки падали с небес.
Снежинки падали с небес.
-Что заметили, выполняя задание? (Меняется смысл предложения)
-Почему меняется смысл? (Менялось логическое ударение, повышение голоса в разных частях предложения)
III. Проверка домашнего задания.
- В разделе «Здравствуй, матушка-зима!» мы уже познакомились со стихотворениями двух замечательных русских поэтов.
- Стихотворения каких авторов мы уже изучили? (А.Пушкин, Ф.Тютчев, С.Есенин)
- Соедините авторов с названиями стихотворений.
А.ПушкинПоет зима – аукает…
Ф.ТютчевЧародейкою зимою…
С.ЕсенинВот север, тучи нагоняя…
- Давайте вспомним эти волшебные стихи.
IV. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим работу по разделу «Здравствуй, матушка-зима!» и познакомимся еще с одним произведением замечательного русского поэта.
- Его фамилию вы узнаете, выполнив задание.
- Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора? (вставить пропущенные буквы и из них сложить новое слово)
Тютч…в
Пау…товскийБ…рестовБиа…киПришв…нЧаруши…
-Как фамилия автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся? (Есенин)
- Как зовут поэта? (ответы). Предлагаю проверить, правы ли вы?
- Выполните задание, работая в парах, и вы узнаете имя и отчество поэта.
- Что нужно сделать? (Вычеркнуть английские буквы)
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
На доске: Сергей Александрович Есенин (портрет)
- Давайте вспомним биографию С.Есенина.
- Родился Сергей Есенин 21 сентября 1895 г. (120 лет назад)
Кроссворд (групповая работа)
1.С произведением какого поэта мы сегодня познакомимся на уроке? (Есенин)
2.Во сколько лет С.Есенин начал писать стихи? (девять)
3.В какой семье родился С.Есенин? (крестьянской)
4.Родители С.Есенина хотели, чтобы их сын стал …? (учитель)
5.В каком селе родился С.Есенин? (Константиново)
6.Как назывался журнал, который опубликовал первое стихотворение С.Есенина? (Мирок)
7.Кто вдохновлял С.Есенина на написание таких красивых стихов? (народ)
1.
2. Д Е В Я Т Ь 3. К РЕ С Т Ь Я Н С К О Й
4. У Ч И Т Е Л Ь 5. К О Н С Т А Н Т И Н О В О
6. М И РО К 7. Н А РО Д

Сергей Есенин прожил очень мало - всего 30 лет. Но и за это время он обрёл мировую славу.
Сергей Есенин – яркий поэт. Главная его любовь – любовь к родной земле, которая естественна как дыхание, она свет, который освещает почти каждое его стихотворение. Природа у Есенина не застывший пейзаж, она живая, действует. Природа – любимый герой поэта.
Россию Есенин называл «Страной березового ситца», и не раз признавался в любви к березе.
(Дети читают стихотворения С.Есенина.)
Я навек за туманы и росыПолюбил у березы стан,И ее золотистые косы,И холщовый ее сарафан.
Березки!Девушки-березки!Их не любить лишь может тот Кто даже в ласковом подросткеПредугадать не может плод.
Учитель. Березы поэту напоминали стройных девушек, и он радовался им как милым людям.
Русская природа, обычаи русского народа были очень близки С.Есенину. Он любил водить хороводы в березовой рощу и вдыхать чарующие ароматы.
V.Физминутка.
Хоровод по песню «Во поле береза стояла»
В своих стихах С.Есенин воспевал красоту родной природы.
Название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете отгадав загадку.
Русская красавица
Стала на поляне,
В изумрудной кофточке,
В белом сарафане.
Берёза
(на слайде изображение берёзы зимой)
-Сформулируйте тему урока. (Поэтический образ природы в стихотворении С.Есенина «Береза»)
-Какую цель мы поставим сегодня на уроке поставите?
Сегодня мы познакомимся с первым опубликованным стихотворением Сергея Есенина «Береза». Это удивительное стихотворение по своей красоте, цветовой гамме.
V.Работа над текстом. С.Есенин «Береза».
1.Первичное восприятие текста.
-Послушайте стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь услышать свои чувства. (Звучит аудио запись стихотворения).
- О чём это произведение?
- Какою увидел поэт берёзу?
-Какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворение? (Восхищение, радость, гордость, торжественность, таинственность, удивление)
- Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?
- Какая цветовая гамма присутствует в этом стихотворении?
- Какие краски понадобятся, чтобы проиллюстрировать это стихотворение?
(белая, серая, серебристая, голубая, розовая, пурпурная, фиолетовая,…)Вот такое многоцветие, хотя поэт описывает заснеженную березу.
2. Словарная работа (уточнение лексического значения слов).
Все ли слова в стихотворении были понятны?
Работа со словарем (с.155)
Бахрома Тесьма для обшивки изделий с рядом свободно свисающих нитей, кистей.
Кайма Отличающаяся по цвету или рисунку полоска по краю ткани или изделия.
Заря Это яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца
Принакрылась Слегка, не совсем накрылась
3. Вторичное чтение. Анализ стихотворения.
- Прочитайте первую строфу самостоятельно вполголоса.
- Какое время года описывает Сергей Есенин? Докажите.
(белая береза – заснеженная, принакрылась снегом)
- Как понимаете выражение «принакрылась снегом»?
(слегка укуталась шалью, обернулась белоснежной косынкой…)
-Прочитайте вторую строфу только глазами.
- С чем сравнивает Есенин ветви березы? Зачитайте.
-Прочитайте третью строфу. (читает один ученик вслух)
- Какой поэт увидел березу?
(береза сонная, тихая, грустная, нежная, печальная, белоствольная, задумчивая, одинокая, светлая…)
- Что является предметом повествования (поэтическим образом) этого стихотворения?
(Поэтический образ этого стихотворения – береза.)
- В прямом или переносном значении употребляется слово «горят»?
(Слово «горят» употребляется в переносном, так как снежинки гореть не могут, как дрова; полыхать огнем.)
- Слово «горят» часто употребляется в переносном значении.
(глаза горят, звезды горят)
- Подберите синонимы к слову «горят».
(снежинки сверкают, переливаются, сияют, искрятся, светятся…)
- А откуда взялся золотой огонь?
- Что поэт так называет?
(Свет зари, он сравнивает красное зарево на небе с полыхающим огнем.)
- Прочитайте четвёртую строфу шёпотом (жужжащее чтение).
– Что в стихотворении является центральным образом?
(Центральный образ – это береза.)
- Какое время суток описано в стихотворении?
(Утро)
– Какие слова и выражения указывают на это? Докажи.
(И стоит береза В сонной тишине…)
- Долго ли стоит береза в сонной тишине? (всю ночь)
- Как можно понять слова «обходя кругом»?
(Русская красавица так стоит от вечерней зари до утренней.)
- Почему С.Есенин считает зимнюю зарю ленивой?
(Зимой утренняя заря начинается позже, как бы ленится вставать пораньше, и горит не так ярко, как лето.)
- Солнце всходит осторожно, неторопливо.
- Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее как бы одушевленной, нежной и доброй.
- Найдите олицетворение.
(Береза принакрылась, заря лениво обходит, заря обсыпает ветки, сонная тишина)
- Найдите сравнение. (Снег – точно серебро)
- Как вы считаете, помогли ли поэту эти художественные приемы сделать картину зимы более зримой, живой?
- Подберите родственные слова к слову береза.
(березка, березонька,…)- Как называют березу?
(Русская красавица)
– Какие чувства вызывает у вас береза в разные времена года?
(Чувство восхищения, гордости, за то, что только в России есть такие красавицы.)
– Какая мелодия будет созвучна с ритмом этого стихотворения?
(тихая, мелодичная, спокойная,…)Сергей Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный русской песне. На его стихи положены романсы, песни. (Дети слушаю роман «Белая береза» на стихи С.Есенина)
4. Закрепление. Подготовка к выразительному чтению.
-Теперь, когда мы поняли стихотворение, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух.
- Как нужно читать это стихотворение?
(медленно, напевно, ласково, с нежностью к этому дереву, выразительно, передавая всю теплоту и любовь…)
-Постарайтесь передать чувства автора, его любование берёзой. (Читают 1-2 человека)
-Оцените чтение ребят. Удалось ли передать чувства?
VI. Подведение итога (групповая работа)
Конечно, зимняя береза не может и нас оставить равнодушными к ее красоте. Я предлагаю вам поработать с ключевым образам стихотворения и составить синквейн.
1существительное Берёза2 прилагательных хрустальная , сказочная3 глагола стоит , принакрылась , нарядиласьфраза Зимняя берёза восхищает свой красотой1 существительное красавица
VII. Рефлексия
- Чему вы научились на уроке и для чего мы этому учились? (Научились читать текст выразительно, понимать его, видеть и чувствовать красоту родной природы)
-Какие открытия сделали на уроке?
-Достигли вы цели, поставленной в начале урока? Докажите.
- Вы были внимательны и обладали «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту русской красавицы.
А помог нам в этом гениальный поэт- Сергей Есенин.
- Что бы вы могли пожелать березке в этот зимний день?
- У вас есть кружевные снежинки, давайте укутаем нашу красавицу в белую шаль.
VIII. Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение наизусть
2.Творчекое задание (по желанию) (нарисовать рисунок зимней березы, написать продолжение стихотворения, сочинить сказку о зимней березе).
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
икниженС илапад с себен.
Тютч…в
Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…нЧаруши…
Тютч…в
Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…нЧаруши…
Тютч…в
Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…нЧаруши…
Тютч…в
Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…нЧаруши…
Тютч…в
Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…нЧаруши…
Тютч…в
Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…нЧаруши…
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7.
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7.