Итоговое занятие по развитию речи и познанию в средней группе


\sПрограммное содержание:выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением;обобщить знания детей о животных, временах года; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений, воспитывать любовь к животным.Демонстрационный материал:Картинка поезд, мяч, иллюстрации с изображением времён года, животных, птиц, насекомых; набор картинок для игры «Четвёртый лишний».Предварительная работа: заучивание стихотворений о временах года.Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, анализ.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да.Воспитатель: На чём любите путешествовать?
Дети: на машине, автобусе, пешком.Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на волшебном поезде.
Дети: Да.Воспитатель: Приготовились! Все заняли свои места? Тогда отправляемся:Вагончики, вагончики.По рельсам тарахтят,Везут нас в путешествиеКомпанию ребят.Дети: «чух- чух – чух!»Воспитатель: Дети, мы с вами приехали на станцию «Наоборот», выходите из вагончиков. На этой станции всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется «Скажи наоборот» (с мячом):Я называет слово, а вы подбирают к нему слово с противоположным значением.Большой – Мягкий –Жара –Тяжелый –Светлый –Ложиться –Грязный –Говорить –Добро –
Веселый -Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Занимаем свои вагончики, наш поезд отправляется дальше.
Дети: «чух- чух – чух!»
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали на станцию «Словесная», на этой станции нас ждет новое задание: игра « Назови три слова». 
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.Одежда –Продукты питания –Транспорт –Посуда-
Мебель –
Цветы -
На этой станции мы справились с заданием. Садитесь в поезд, наше путешествие продолжается. Отправляемся дальше на станцию «Физкультурная»
Физминутка.
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
Воспитатель: Молодцы отдохнули, поиграли, но нам нужно продолжать путешествие занимаем свои места, наш поезд отправляется дальше. Теперь мы с вами приехали на станцию «Волшебная поляна».
Стихотворения о времени года.
Дети читают стихотворения воспитатель выставляет картинки.
1.ребенок Если дождик моросящийСтал накрапывать почаще,Если на деревьях листьяРыжие, как шубка лисья,Зелень лишь у елок, сосен.
2.ребенок Снег нападал, и морозЩиплет руки, щеки, нос.Нет зеленого листочка,Нет красивого цветочка,Снегом замело дома.
3.ребенок Далеко ушла метель,С крыши капает капель,Солнце крепче припекает,Под окном сугробы тают,Небо - чище, даль ясна.
4.ребенок Невозможная жара!Все к реке идут с утра.Всюду лютики, ромашки,Птицы, бабочки, букашки,Много солнечного света.
Воспитатель: И времена года вы знаете? На этой станции нас ждет еще одно испытание: Игра «Найди лишний предмет».Каждый набор ,из 4-5 картинок отражает принадлежность к какому- либо времени года, но одна из них другого содержания.Варианты подбора:1. Снежинка, снеговик, елочка, клубника.2. Сосулька, скворец, ландыш, валенки.3. Солнышко, ромашка, ягодка, санки.4. Гриб, лист дерева желтого цвета, дождевые капли, земляника.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, занимаем свои места и отправляемся дальше, вот мы прибыли на станцию «Лесная».Здесь нам нужно разгадать загадки.
В лесу живет известная плутовка,Обхитрит и обманет всех ловко,Обладательница рыжего хвоста.Кто же это? Хитрая... (Лиса)
Отгадайте, детки, ктоТак красиво лает?Машет весело хвостом,С поводком гуляет?Можете его погладить, -Он вас не обидит.Хвостиком помашет,Ручку вам полижет. (Собака)
Кто кричит во дворе,Будит нас на заре?У него есть перья- пух!А зовут его ...! (Петух)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
В луговой траве стрекочет,
В руки к нам идти не хочет,
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки.(Кузнечик)
6. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих животных.?Воспитатель: И с этим заданием вы справились, занимаем свои места и отправляемся, следующая станция «Детский сад».
Дети: «чух - чух – чух!»Воспитатель: Вот мы и вернулись назад в нашу любимую группу.На чём путешествовали?Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Воспитатель: Вот на доске 3ступеньки..ребята, понравилось ли вам наше путешествие, а теперь своего человечка расположите на ступеньке вверху- очень понравилось, средняя ступенька - понравилось, а нижняя - не понравилось. Дети встают и каждый наклеивает своего человечка, я беру большого человечка - это я располагаю рядом и говоришь:" А это я ребята, всегда рядом с вами, всегда вам помогу ,подскажу. Спасибо за работу!