ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
При организации учебной деятельности я соблюдаю общедидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному.
В своей работе использую технологии:
1). Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Особое внимание уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе.
2) Технология проектного обучения. Дает возможность ученику проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и способность к самообразованию и самоорганизации.
3). Тестовые технологии. Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
4). Кейс технологии – способствуют развитию навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных точек зрения и т. д..Эффективный метод, ученик получает определенный набор материалов и заданий и имеет возможность спокойно над ними подумать, и сдать выполненную работу. Так как многие ученики нуждаются в индивидуальном темпе обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе.
Предмет технология тесно связан с естественными, математическими и техническими областями. Отличительной чертой образовательной области уроков трудового обучения является их практическая направленность, что позволяет соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении такого предмета, как технология. Преподавание этой дисциплины невозможно без наглядных средств обучения. Обучение труду требует широкого применения таких пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.
Для повышение интереса учащихся к предмету и обеспечение качества усвоения знаний, я ввел в свою работу информационно-коммуникационные технологии.
Использую презентации в различных учебных ситуациях: в процессе сообщении теоретических и технико-технологических сведений, при обобщении и закреплении пройденного материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность многократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Учащимся при работе с презентацией отводится активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру её содержания. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети под моим руководством учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Использование ИКТ на уроках технологии позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал, интерес к предмету.
Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Одной из основных составляющих в Национальной образовательной стратегии является здоровье школьников, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие образовательные технологии:
• строгая дозировка учебной нагрузки;
• построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
• знание правил техники безопасности;
• профилактика травматизма.
Основа профилактики утомления это смена вида деятельности. Чередование 4-7 видов учебной деятельности в течение урока необходимо для поддержания внимания и интереса к предмету. Применение зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока, снимает напряжение с глазных мышц.
Благоприятный психологический климат. Доброжелательный тон, использование игровых технологий, поговорок, афоризмов с комментариями, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. При этом решается несколько задач: психологическая разгрузка учащихся, получение ими развивающего материала и активизация самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, стимулируется раскрытие творческих возможностей учеников и повышение работоспособности, и как следствие более высокие результаты.
Не смотря на внедрение новых технологий в образовательный процесс, на уроках я активно использую и традиционные, зарекомендовавшие себя формы обучения, которые помогают добиться хороших результатов
Выводы:
Поставленные программой и стандартом образования цели и задачи реализую за счет повышения эффективности урока:
- интенсификация урока;
- формирование и развитие мотивов учения учащихся;
- внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения;
Из общих организационных форм применяю фронтальные, групповые, индивидуальные.
Мои ученики умеют:
- кратко формулировать задачу своей деятельности;
- отбирать и использовать информацию для своей работы;
- планировать свою работу;
- составлять кроссворды, ребусы, головоломки;
- определять перечень профессий, необходимый для промышленного изготовления конкретного изделия;
- анализировать недостатки своей работы и определять трудности, возникшие при изготовлении;
- связывать полученные на уроках знания с современной жизнью и применять их на практике;
- высказывать свою точку зрения, аргументировано отстаивать свое мнение;
- самостоятельно решать проблемы;
- проявлять инициативность и ответственность.