ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологи й на уроках физической культуры С остояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно - двигатель ного аппарата ( нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы. К важнейшим причинам неблагопо лучного здоровья учащихся относятся: – стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; – недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников; – чрезмерная интенсификация образователь ного процесса; – невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; – несоблюдение элементарн ых гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса; – недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; – низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей. Здоровьесберегающая п едагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Принципы здоровьесберегающей педагоги ки: – « не навреди»; – приоритет действенной заботы о зд о ровье учащихся ( предполагает, что всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся); – триединое представление о з доровье ( единство физического, психического и духовного здоровья); – непрерывность и преемственность; – субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся ( связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспеч ение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения); – соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся; – гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач; – приоритет позитивного влияния над негативным; – ответственн ость учащихся за своѐ здоровье; – «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет); – контроль за результатами. На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддерж ание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недост аток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья. Пути решения проблемы: 1. Увеличение количества уроков физкультуры ( как минимум 3 часа в неделю). 2. Изменение содержания уроков физкультуры ( каждый урок должен стать новой « тропинкой здоровья»). 3. Использование между уроками малых форм физической акти вности учащихся ( физкультминутки, физкультпаузы и др.). 4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью. 5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов ( взаимо действие учителей физической культуры и учителей предметников). 6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно - оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. По характеру действия различаются следующие технологии: Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы ор ганизма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки. Защитно - профилактические. Это выполнение санитарно - гигиенических норм и требований. Ограничение предельной н агрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п. Компенсаторно - нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой - то мере нейтрализу ют неблагоприятное воздействие статичности уроков. Информационно - обучающие технологии. Обеспечива ют учащимся уровень грамотности , необходимый для эффективности заботы о здоровье. Гигиенические условия о беспечение учебного процесса Обеспе чение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизаци я санитарно - гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %. Учитель физической культуры должен: – осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря; – не допускать проведения учебн ых занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях; – контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки; – перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения заняти я, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления оборудования. Требования к школьным образовательным технологиям Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях: – разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием зд о ровья учащихся; – в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья; – процесс обучения строится с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей организма; – отдается предпочтение значимому , осмысленному материалу; – учитываются индивидуальные особенности учащихся; – стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребѐнка; – обеспечивается достаточный уровень мотивации; – учебно - воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний; – предупреждается переутомление; – позитивные воздействия преобладают над негативом; – показатель успешности используется для развития позитивных начал; – оценка выполняет стимулирующую р оль; – обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя. Рациональная организация урока От соблю дения гигиенических и психолого - педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обосн ованным считается урок продолжительностью 45 минут. Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хроном е тража: – плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу); – число видов учебной деятельности ( слу шание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.); – длительность каждого вида деятельности мин); – частота смены видов деятельности (мин); – число видов преподавания ( словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности; – ме ста, длительность и условия применения ТСО; – частота чередования видов преподав а ния. Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 мнут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает п редутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление. Двигательная активность школьника Двигательная активность уч ащихся складывается из ежедневной ( утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. 2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение д вигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по - разному реализуют потребность в физической нагрузке. Построение уроков физкультуры лежит на плечах учител ей физ. культуры. « Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя физ. культуры. Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями: 1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время; 2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня ( вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене). Тест - анкета для самооценки учащимися изменений своего со стояния здоровья Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: « – 5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений. 1. Как изменилось с остояние твоего здоровья? (« – 5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось ) 2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? (« – 5» – стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своѐм здоровье ) 3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье? 4. Как изменилась за это время твоя физическая активность ( занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)? 5. Как изменился характер питания? 6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? ( в редные – « – 5», полезные «+5» ) 7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья? 8. Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону? («+5» – в лучшую, « – 5» – более быстрое и частое, «+5» – реже). 9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса? 10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, « – 5» – чаще). 11. Изменился контакт твоих родителей со школой? Тест - анкета для самооценки фа кторов риска ухудшения здоровья Возможны два варианта ответа: да или нет. 1. Я часто сижу сгорбившись. 2. Я но шу портфель, а не ранец. 3. У меня привычка сутулиться. 4. Я чувствую, что мало двигаюсь. 5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой. 6. Я питаюсь нерегулярно, кое - как. 7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа. 8. Я беспечно отношусь к своему здоровью. 9. Бывает, я курю. Методика самооценки состояния тревожности учащихся ( по Кондашу) для 7 – 11 классов Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1 – слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует. 1. Ответ у доски. 2. Разговор с директором школы. 3. Учи тель решает, кого вызвать. 4. Тебя критикуют. 5. Выполнение контрольного зачѐта. 6. Учитель называет оценки контрольной работы. 7. Ожидание родителей с родительского собрания. 8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях. 9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя. 10. Неожи данный вопрос учителя. 11. Не получается домашнее задание. 12. Принятие важного решения. ( До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более 30 – высокий уровень.)