Публикация «Использование ИКТ на уроках и внеурочное время»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа








«Использование ИКТ на уроках и внеурочное время».













Автор:
Шендрикова Елена Валерьевна,
учитель математики и информатики





2014 год



Если бы компьютер не был изобретен 
как универсальное техническое устройство, 
его следовало бы изобрести специально для
целей образования.
Энтони Маллан
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Также неоспорима и огромна возможность использования ИКТ во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Мной был проведён мониторинг среди учащихся старших классов: «Как влияет применение компьютерных технологий на образовательный процесс?» Результаты приведены в виде диаграммы:










Актуальность и важность затрагиваемого сегодня вопроса была понятна мне уже несколько лет назад, поэтому я выбрала тему самообразования: “Эффективность использования информационных технологий на уроках как один из путей развития личности школьников”. Научить ребенка работать с информацией значит  научить учиться. А это важно при преподавании любого предмета.
Использование ИКТ в своей работе я осуществляю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
Использование презентаций на уроке - эта одна из наиболее удачных форм ИКТ. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимается эмоциональная и психологическая нагрузка на учащихся в учебном процессе. Благодаря презентациям я вовлекаю учащихся в образовательный процесс, превращая его в увлекательный способ усвоения программного материала. Такие презентации способствуют развитию наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого мышления. К тому же, грамотно созданная презентация может стать планом урока, алгоритмом его проведения. К достоинствам такого применения презентаций можно отнести возможность использования данного способа на любых типах уроков, будь то урок изучения нового материала, закрепления пройденного, комплексного применения знаний на практике, повторительно-обобщающий, контрольный или комбинированный. Презентацию также можно использовать в виде фрагмента на любом этапе урока (к примеру, при проверке домашнего задания). Презентации дают возможность каждому преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, потому что учитель может подбирать материалы исходя из особенностей своего класса, темы, предмета. Это позволяет выстраивать уроки так, чтобы добиваться максимальной эффективности усвоения учебной программы. Презентации, помогают учащимся лучше понять и запомнить изучаемый материал, расширяют кругозор.
2. Работа с ресурсами Интернета.
В настоящее время в глобальной сети  представлено достаточное количество сайтов, помогающих повысить качество образования школьников. Я могу выделить следующие наиболее популярные направления, которые я использую в своей работе:
Сайты, содержащие теорию, описания различных методов решения
задач [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Сайты   цифровых образовательных ресурсов (ЦОРы) и электронных образовательных ресурсов  (ЭОРы) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайты олимпиад и конкурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайты дистанционных школ и центров дополнительного образования школьников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Личные странички методистов, учителей, авторов учебников по математике, информатике-   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайты, содержащие тесты-тренажеры по проверке знаний, подготовке к ГИА и ЕГЭ, в том числе online – ,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Форумы, где происходит обсуждение решения задач - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работу с ресурсами Интернета на уроке я организую двумя способами:
в режиме on-line – в режиме реального времени осуществляется доступ к ресурсам;
опосредованный доступ в Интернет – при подготовке к уроку копирую необходимые для занятия материалы и Web-страницы в отдельную папку на школьном компьютере, а затем работаю с ними в автономном режиме.
В обоих случаях использование Интернет-ресурсов повышает уровень занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Применение модульных технологий  и  видеофрагментов делают материал более запоминающимся, чем простое объяснение. Самым большим преимуществом  является то, что можно остановить ролик или просмотреть его повторно.
Интернет-ресурсы я использую:
для фронтальной работы со всем классом - для этого с головного компьютера весь материал проецируется на экран, что позволяет обратить внимание учащихся на ключевые понятия, используя готовые формулы и рисунки;
для самостоятельного изучения темы каждым учеником – в этом случае моя функция состоит в том, чтобы контролировать этот процесс, пояснять непонятные моменты, индивидуально консультировать учащихся.
3. Использование готовых обучающих программ.
В качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса я использую как различные электронные издания на CD, DVD- носителях (учебники, учебные пособия, задачники, справочники, тесты), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы используются при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль). При работе я использую готовые видеоуроки Жаборовского, уроки Кирилла и Мефодия, видеоуроки Тарасова, электронные тетради по информатике. Учебные материалы можно прослушать, сохранить в звуковом или текстовом формате или распечатать. Применение в процессе обучения обучающих программ на CD, DVD дисках - наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Собственные авторские обучающие программы я создаю уже в течение многих лет. Так по математике и информатике были созданы презентации по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение десятичных дробей на 10,100», «Деление десятичных дробей на 10, 100», «Действия с десятичными дробями», «Алгоритм. Свойства алгоритмов», «Массивы», «Циклический алгоритм», «Циклы в языке Бейсик» и т.д. Большие возможности предоставляет программа по созданию тестов MYTEXT. Программа позволяет настроить тест, как в обучающем режиме, так и в режиме контроля знаний. Собственная авторская обучающая программа имеет ряд преимуществ. При её создании учитываю уровень знаний, техническое оснащение класса, программу, по которой ведётся обучение. Созданные мной презентации, тесты опубликованы на сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Отдельные работы были представлены на различных конкурсах, проводимых на образовательных порталах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Основная цель применения ИКТ на уроке состоит в повышении качества обучения. Качество обучения - это то, для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:
усиление интенсивности урока;
повышение мотивации учащихся;
мониторинг их достижений.
Большие возможности в организации учебной деятельности даёт использование медиапространства. В 2013 году мной был создан персональный сайт. Сайт зарегистрирован на образовательных порталах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На страницах сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] я выкладываю собственные разработки интерактивных уроков, внеклассных мероприятий, презентации, тесты. Выкладываются материалы по подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ по математике и информатике. Такая возможность облегчает работу как мне, так и учащимся. Так как ученик в любое свободное время может зайти на сайт, скачать задания и решить их. Если возникают какие – либо трудности, задания разбираются в классе. Кроме этого все ученики 9-11 классов знают адрес моей электронной почты и при возникновении каких-либо вопросов могут обратиться ко мне. Также электронную почту я использую для проверки домашнего задания по теме «Интернет. Электронная почта».
ИКТ позволяют учащимся принимать активное участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах («Кенгуру», «Кит»). Большой выбор различных предметных и тематических конкурсов предлагают интернет - порталы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). На этих же порталах предлагаются конкурсы презентаций как для учащихся, так и для педагогов. Мои ученики занимали призовые места в различных номинациях. конкурсы презентаций:
«История моей школы», «Здоров – значит счастлив», «С любовью к малой Родине», «Дети выбирают здоровье», «Этот волшебный и сказочный лес», «Моя малая Родина», «Мы гордимся настоящим», «История моей семьи», «Учителями славится Россия», «Школа будущего», «Симфония красок Сибирской природы», «Мой город – моя гордость!», «Наркотики - это беда, наркотики – путь в никуда»;
конкурсы рисунков, выполненных на компьютере:
Всероссийский конкурс «Фантазируй. Твори», Всероссийский дистанционный конкурс «Новогодняя открытка», Всероссийский конкурс рисунков "Новогодник";
Викторины:
«Физики – лирики», «Звездный час со Школой космонавтики», Всероссийских игр-конкурсов: «Единство формул и пера», «Лабиринтами Знаний на поиски Чаши Грааля», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Лабиринтами Знаний к тайнам Древней Руси», Всероссийской дистанционной творческой викторины «Универсал-турнир».
В основном стараюсь выбирать конкурсы, где основным предметным направлением является математика и информатика. В 13-14 учебном году в дистанционной олимпиаде по информатике приняло участие 15 человек, 14 из них заняли призовые места.
Во время Интернет – олимпиад и конкурсов показать хорошие результаты могут не только традиционно сильные ученики, но также и ребята, имеющие средний уровень знаний.
Подготовка и использование ИКТ при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты, родительские собрания и т.п.) позволяет красочно и наглядно представить любой материал, а также экономить время проведения мероприятия. Подготовлены презентации для классных часов на темы: «Правда о наркотиках», «Празднование масленицы», «Здоровый образ жизни», «Быть здоровым – это модно!». Кроме этого все презентации, которые были созданы для различных конкурсов я использую на классных часах. Совместно с родителями подготовлены презентации «Здоровая семья - здоровый ребёнок», «Наша семья и ПДД». Использование ИКТ на классных часах способствует: развитию интереса ребенка к классному часу; развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами; эффективному управлению внимания учащихся; активизация познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.  Ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребёнка. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной. К родительским собраниям подготовлены и представлены презентации на темы: «Каков он, современный школьный экзамен», «Моя будущая профессия», «Возрастные способности подростков», «Правильный выбор профессии как залог успешного жизненного пути».
Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного и
воспитательного процесса не вызывают сомнений. Его применение:
делает уроки, внеклассные мероприятия интересными, увлекательными,
яркими, эмоционально насыщенными;
позволяют уйти от рутинной работы;
позволяют  осуществлять  индивидуализацию образовательного процесса;
повышают мотивацию обучения;
позволяют  показать в динамике сложные для понимания процессы;
позволяют выполнять небольшие  исследования и проекты.       Таким образом, труд,  затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
он повышает качество знаний; 
продвигает ребенка в  общем развитии;
помогает преодолевать трудности;
вносит радость в жизнь ребёнка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.    Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. 
Но нельзя не обратить внимание на одну опасность, подстерегающую учителя. Это чрезмерное увлечение возможностями ИКТ, которая может отрицательно повлиять на зрение, осанку ученика, в целом – на его здоровье. Везде необходимо знать меру. Применение ИКТ на уроке должно чередоваться физминутками, периодическим проветриванием помещения и другими профилактическими мероприятиями, направленными на сохранение здоровья учащихся.
В заключении хочу сказать, что своим выступлением я старалась донести до коллег мысль о том, что компьютер помогает, облегчает работу, открывает новые возможности в овладении знаниями, но, конечно же, он не может заменить учителя . Без учителя невозможно себе представить урок. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком, в который вложены эмоции и чувства! Никакая техника не заменит живое слово учителя, его внимание, поощрение или замечание. 











13PAGE 15




13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 215