Статья на темуИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Составитель: Якушева Т.В., преподаватель педагогики ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж».
Использование компьютерных технологий на уроках является обязательной частью обучения младших школьников, а это способствует совершенствованию методики преподавания, развиваются межпредметные связи, повышается качество знаний обучающихся.
Обучение состоит из нескольких этапов, таких как получение новых знаний и навыков, их закрепления, диагностики и контроля. Использование игровых методов обучения является одним из дидактических приемов, который применяется для закрепления знаний, их диагностики и контроля.
Компьютерные игры обогащают педагогический процесс, дополняют обычные игры, а не заменяют их. Однако идут споры о том, помогает ли компьютер обучать детей или дети просто играют?
Многие учителя и ученые считают, что использование компьютерных игр на уроке нежелательно и отрицательно влияет на детей. Другие же советуют как можно чаще использовать компьютерные игры на уроках. По моему мнению, любую компьютерную обучающую игру необходимо применять в процессе обучения в нужное время, в нужном месте и в необходимом количестве, соблюдая при этом все медицинские требования.
Главной особенностью компьютерных игр является то, что компьютер выступает в качестве одного из игроков.
Обучающая компьютерная игра позволяет приобретать знания, умения и навыки через деятельность по заданным правилам. В такой игре выделяют игровой и обучающий компоненты. На уроке может преобладать один из компонентов, или игра во время обучения, или обучение во время игры.
При преобладании обучающего компонента игра позволяет реализовать возможности, которые связаны с восприятием знаний, умений и навыков, их применением и отработкой. А если преобладает игровой компонент, то игра используется в качестве средства для наглядности и повышения мотивации обучающихся. Игра занимает большое место в первые годы обучения детей. Сначала учеников интересует только сама форма игры, а уже потом и тот материал, без которого нельзя принимать участие в игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные задания. Игра ставит ребенка в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть находчивыми, быстрыми, четко выполнять правила игры.
Использование на уроке компьютерных игр делает его более занимательным и интересным, поднимает у детей настроение, помогает преодолеть трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игры, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, усиливают интерес детей к предмету и к познанию окружающего мира.
При неправильном подборе компьютерных игр возможно и нежелательное психологическое явление, такое как вытеснение интересов. Это проявляется в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, в "уходе" в виртуальный мир компьютера. Поэтому для работы с детьми начальных классов целесообразно использовать логические игры.
Компьютерные игры реализуют не только развивающие функции, но и решают задачи адаптации ребенка к жизни в современном информационном обществе.
Компьютерные игры позволяют детям расслабиться, так как после интеллектуальной или физической нагрузки происходит смена деятельности.
Компьютерные игры оказывают психотерапевтическое воздействие, помогают детям избавиться от чувства неполноценности, что не получается порой в реальной жизни.
С помощью компьютерных игр ребенок может моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. А это позволяют ребенку "проиграть" множество ситуаций, которые в будущем могут быть реализованы ь в жизни.
Компьютерные игры могут помочь ребенку в самореализации.
Учителям и родителям необходимо при выборе жанра игры учитывать темперамент, возраст и интересы ребенка.
Для работы с детьми младшего школьного возраста лучше подойдут логические игры и игры – симуляторы. Так как они не продолжительны по времени, направлены на развитие мышления, памяти, внимания и скорости реакции у детей.
При правильном подборе и методах применения компьютерные игры будут способствовать развитию внимания, сосредоточенности, быстроты действий, у ребенка появится интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. Учителя должны помнить, что основная задача в младшем школьном возрасте – это воспитание психологической готовности к применению ПК и создание чувства комфортности в процессе работы. Младший школьный возраст самый обучаемый; знания, умения и навыки, которые ребенок получает в начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной деятельности. Следовательно, именно в этом возрасте необходимо сформировать культуру применения компьютерных игр в жизни современного человека.
Литература
Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин.– М.: Педагогика, 2003.- 77 с.
Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 53 – 57.