Методическая разработка Использование проектных технологий на уроках литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Брянска»



методическая разработка

«Использование проектной технологии на уроках литературы»
/ Приложение: конспект урока по литературе в 10 классе. Защита проекта «Опровержение теории Родиона Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» /





Лобанова Л.И.,
учитель русского языка и литературы




Оглавление
Введение.....................................................................................3
 Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках литературы....................................................................................3
1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения. .....................................................................................4
1.2.  Правила успешной проектной деятельности....................................5
1.3. Общие подходы к структурированию проекта...................................6
1.4.  План действий учащихся в проекте.................................................6
1.5.  Критерии оценивания работ учащихся..........................................7
Глава 2. Использование метода учебного проекта на уроках литературы.....8
Заключение.................................................................................9
Список  использованной литературы.................................................10--13
Приложение. 14-16
Конспект урока в 10 классе. Защита проекта по творчеству Достоевского. 10- 13
Критерии оценивания презентаций..14
Анкета для участников проекта15
Мои достижения.16
 









Введение.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Такие задачи ставит перед собой «Наша новая школа». Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы должен внедряет в учебно - воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Технология «Метод проектов» основывается на концепции деятельного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов .
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
  Проектная деятельность как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому учитель может:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими.
  Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.   
Проектная технология личностно - ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход    в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей                                                 
Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках литературы
Цели и задачи проектного метода обучения на уроках литературы:
1.Создать условия, при которых обучающиеся:
а)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
б)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
в)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
г)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
2. Воспитание:
а) духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
б) формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания;
в) формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе , ценностям отечественной культуры, бережного отношения к языковому наследию .
3. Развитие:
а) представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
б) культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
в) развитие образного и аналитического мышления.
1.1.  Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения.
Этапы работы
Содержание работы
Деятельность учеников
Деятельность учителя

1. Подготовительный
Определение темы и целей проекта
Обсуждение и выбор темы
Предлагает темы проектов


Выделение подтем в теме проекта
Выбор подтемы или предложение новой подтемы
Совместное обсуждение подтем проекта


Формирование творческих групп
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды
Организационная работа по объединению школьников в группы


Подготовка материалов к исследовательской работе
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы


Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование
Определение источников, способов сбора и анализа информации
Корректировка и дополнение предложений учителя
Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация
Предоставление выполненной работы
Доклад о результатах работы
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

   Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной  среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
1.2.Правила успешной проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.



1.3. Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

1.4. План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
         1.5.   Критерии оценивания работ учащихся
1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2.    Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         
4.    Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5.    Степень осмысления использованной информации;
6.    Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10.  Владение рефлексией;
11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.





Глава 2. Использование метода учебного проекта на уроках литературы
Учебный проект
Проблема проекта
"Почему?"
Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта
"Зачем?" (мы делаем проект)
Целеполагание

Задачи проекта
"Что?" (для этого мы делаем)
Постановка задач

Методы и способы
"Как?" (мы это можем делать)
Выбор способ и методов, планирование

Результат
"Что получится?" (как решение проблемы)
Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
 Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.
Заключение
Подобные задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс, как правило, дети хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.
Проектные  задания по литературе у учащихся вызывают живой интерес, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.




Список использованной литературы
Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] /  Н.В. Басова. - Ростов - на - Дону, 1999, С.111-115.
Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. -  54 с.    
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования [ Текст]. -  Ростов - на - Дону, 2000. - 352 с.
Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] /  С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с.
Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с.
 Использование Интернет ресурса: festival.september.ru ; conf.cpkro.kirov.ru
















ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема урока: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Опровержение теории Раскольникова
Защита проекта.
Тип урока: Урок анализа художественного произведения методом проектов.
Цели урока:
обучающая: самостоятельная деятельность учащихся по изучению содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; практическое решение проблемы, поставленной совместно с учителем; развивающая: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; формирование навыков публичного выступления, защиты своих проектов; воспитательная: стимулирование интереса учащихся к проблемам, определенным писателем в романе, формирование творческого отношения к выполнению заданий, и через овладение некоторой суммой знаний, через проектную деятельность раскрытие значимости практического применения полученных знаний.
Методы и приемы: самостоятельная работа по изучению содержания романа, разработка проекта, определение способа подачи материала при защите проекта, презентации, сообщения , составление блиц-вопросов и заданий для других учащихся.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Учебник «Литература» 10 класс( Программа по литературе для 5-11 классов под редакцией Меркина Г.С., ЗининаС.А., Чалмаева В.А.)
История 9 класс. Русское общество во 2 половине 19 века.
Искусство /художественный фильм «Преступление и наказание 1969 год режиссер Лев Кулиджанов ru.wikipedia.org
Художественный фильм / сериал/ « Преступление и наказание» 2007 год
Режиссер Дмитрий Светозаров.
Рисунки к произведению « Преступление и наказание». Авторы Клодт М.П.,
Шмаринов Д.А. dostoevsk.narod.ru

Оборудование и оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска,
компьютерная презентация, оценочные карточки «Оценка за проект»


Ход урока :
Оргмомент.
Слово учителя о цели занятия, о проделанной учебной группой предварительной работе по изучению творчества Ф.М. Достоевского, и сложности понимания психологического конфликта в романе
«Преступление и наказание», о важности проекта, подготовленного десятиклассниками в течение двух недель, и презентации, как итога проделанной работы.
Презентация строится по определенному плану:
- представляется тема проекта, ее актуальность, суть, цель, задачи, механизм реализации проекта, указываются основные этапы в реализации проекта, указывается время, потраченное на разработку данного проекта, называется форма представления итогов проведенной работы, а также то, каких результатов данная группа учащихся ждет от реализации деятельности, определяется реалистичность проекта;
- презентация итогов разработки проекта.
- учащиеся класса по итогам презентации оценивают деятельность всей группы в целом и каждого ученика в отдельности по пятибалльной системе. В конце занятия каждому в учебной группе товарищами будет выставлена средняя арифметическая оценка. Дополнительные баллы за оригинальность, творчество, находчивость может выставить учитель .

Защита проектов

Проект № 1. Опровержение теории Родиона Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею»
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Предметно-содержательная область: литература
Продолжительность проект: краткосрочный /подготовка 2 недели/; представление- 2 урока /90 мин./
Основополагающий вопрос: Теория Родиона Раскольникова, её опровержение.
Методы: эмпирические ( наблюдение, анализ текста, литературных источников, изучение биографии Ф.М. Достоевского», просмотр художественного фильма «Преступление и наказание».
Форма представления : презентация, доклады.

Этапы представления проекта :
1.Ученица Лузганова Е. представляет 1-6 слайдов презентации.
1 слайд
1.Название (тема) проекта : Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Опровержение теории Родиона Раскольникова.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2 слайд
Основополагающий вопрос: Опровергает ли Достоевский теорию Раскольникова?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3 слайд
Список ресурсов : Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; учебник «Литературы 10 класс» 2 часть под редакцией Зинина С.А.. М., «Русское слово»,2009 год ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (иллюстрации) ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]( иллюстрации ); программа Microsoft Power Point.

4 слайд
Виды деятельности :
Чтение и анализ романа «Преступление и наказание»
Чтение и анализ критических статей : Ю. Корякин «Самообладание Раскольникова» М. «Просвещение»1974 год.
Просмотр художественного фильма «Преступление и наказание»
Интернет ресурс : Н. Страхов «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 1867 год, А.Ф. Кони. Статья «Ф.М.Достоевский», С.Цвейг. Из эссе «Достоевский» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Press
5 слайд
Цели исследования:
На основе анализа романа «Преступление и наказание» доказать, что по расчету жить невозможно; теория Раскольникова, которая основана на праве одних убивать других - несостоятельна.
Объект исследования: Теория Раскольникова и её опровержение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6 слайд
Гипотеза: Жить по расчёту нельзя.




2 ученица Картамышева Н. представляет 7- 9 слайдов презентации.

7 слайд
Что повлияло на преступление Раскольникова ?
1.Случай: телега с сеном; разговор студентов; открытая дверь сарая; открытая дверь в доме.
2. Расчет: не присутствует.


8 слайд
Жертвы в ходе осуществления преступления :
1.Убил старуху.
2. Убил сестру старухи, кроткую Лизавету.
3. Мать героя от горя умирает.
4. Чуть не повесился маляр Микола.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Просмотр видеоролика. Кадр «Убийство старухи- процетщицы»


Слайд 9
Друзья и единомышленники Раскольникова.
Разумихин
Порфирий Петрович.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Выступление 3 ученика группы Простакова М. Он представляет сообщение о Разумихине.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Дворянский сын с замашками разночинца, Разумихин сочетает в себе весельчака и труженика, забияку и заботливую няньку, донкихота и глубокого психолога. Он полон энергии и душевного здоровья, об окружающих людях он судит разносторонне и объективно, охотно прощая им мелкие слабости и беспощадно бичуя самодовольство, пошлость и эгоизм; при этом он самым трезвым образом оценивает себя. Это демократ по убеждениям и по образу жизни, не желающий и не умеющий подольщаться к другим, как бы высоко он их не ставил. 
Разумихин – человек, другом которого быть нелегко. Но чувство дружбы настолько свято для него, что, увидев товарища в беде, он бросает все свои дела и спешит на помощь. Разумихин настолько честен и порядочен сам, что ни на минуту не сомневается в невиновности друга. Однако он отнюдь не склонен к всепрощению и по отношению к Раскольникову: после его драматичного прощания с матерью и сестрой Разумихин делает ему прямой и резкий выговор: «Только изверг и подлец, если не сумасшедший, мог бы так поступить с ними, как ты поступил; а следственно, ты сумасшедший». 
О Разумихине нередко пишут как о человеке ограниченном, «умном, но ординарном». Сам Раскольников иногда называет его мысленно «дурачком», «болваном». Но я думаю, что Разумихина отличает скорее не ограниченность, а неискоренимое добродушие и вера в возможность рано или поздно найти решение «больных вопросов» общества - надо только неустанно искать, не сдаваться: «и хоть мы врем, врем, да довремся же наконец до правды». Разумихин тоже желает установления на земле правды, но у него ни разу не возникает мыслей, хотя бы отдаленно напоминающих мысли Раскольникова 
Здравый смысл и человечность сразу же подсказывают Разумихину, что теория его друга очень далека от справедливости: «Меня более  всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь». Но когда явка Раскольникова в суде уже является свершившимся фактом, он выступает в суде как самый ярый свидетель защиты. И не только потому, что Раскольников его товарищ и брат будущей жены, но и потому, что понимает, сколь бесчеловечна система, толкнувшая человека на отчаянный бунт. 
Выступление 4 ученика группы Сычева П. Он представляет сообщение о Порфирии Петровиче.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Как это ни удивительно, своеобразным единомышленником Раскольникова является самый сильный его “противник” - Порфирий Петрович. Несмотря на то, что это разные люди, между ними много общего. Сходство это в мышлении героев, в их психологии.
Порфирий Петрович старше Раскольникова. Но в молодости он тоже создал подобную теорию. Поэтому, собрав факты о преступлении, он без труда вычислил убийцу. Порфирий Петрович видел перед собой такого же человека, как и он сам в молодости, а поэтому прекрасно понимал психологию Раскольникова. Он не сомневался в виновности Родиона. Насколько точно Порфирий рассказывает убийце о преступлении! Все описывает просто с ужасающей точностью, до мельчайших подробностей. Это не только результат логических размышлений, но и воспоминаний.
Однако, на мой взгляд, есть еще сходство у этих героев. Оба они очень человечны. У этих людей, в отличие от лужиных, есть совесть и сострадание. Кажется, это невозможно! Убийца и следователь, охотник и жертва. Разве может преступник, скрывающийся от наказания, иметь совесть? И какое сострадание у следователя, допрашивающего преступника?
Но Раскольников мучается, он старается искупить грех (вспомним, сколько он сделал для семьи Мармеладова), душевные страдания заставляют его сделать массу ошибок, косвенно подтверждавших его вину. А Порфирий Петрович, зная, что испытывает Родион, пытается не только доказать вину Раскольникова, но и помочь ему. В конечном счете Порфирий Петрович сделал очень много, чтобы герой признал свою вину и раскаялся.

Слайд 10
Двойники Раскольникова
Лужин
Свидригайлов

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









Выступление 4 ученика группы Пухлякова А. Сообщение о Лужине.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-  Лужин самый ненавистный Достоевскому персонаж. Живя в провинции, Лужин начинает копить деньги, надеясь перебраться в Петербург и занять свое место в высшем обществе. Он полуобразован, даже не очень грамотен, но при этом кляузник. Он переезжает в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, которая обещала жирные куски. Петр Петрович предстает как угрюмая и высокомерная личность. Ему сорок пять лет. Он чопорный, осанистый, с осторожной и брюзгливой физиономией человек. Лужин - человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный, служит сразу в двух местах, чувствует себя обеспеченным. Равенство он понимал по-своему, он хотел стать равным с более сильными. Людей, которых он опередил на жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им тяжесть своих ударов. Его тешило чувство хищнической самоудовлетворенности, торжество победителя, столкнувшего другого вниз, на дно, чтобы занять его место. Лужин “положил взять девушку честную, но без приданого”, поэтому “жена должна считать своего мужа благодетелем”. Ум у Лужина практически рационалистический, копеечно-расчетливый. Но Лужин стоит в начале процесса, он подловат и небрезглив морально, сеет сплетни. Он не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может все еще поправить деньгами. Ошибку свою он видит в том, что не давал денег Дуне и ее матери. Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, он по-своему ломал старую патриархальную жизнь, причислял себя к новым людям. Лужин лишен совести. Он убежден, что все таковы, как он. Лужин тянулся к молодому поколению, потому что предполагал в нем силу, он страховался, менял кожу и становился либеральным. Из движения 60-х годов он извлек урок: обогащайтесь. Лужин не имеет ничего общего с исканиями новой правды и новой справедливости.     Лужин - ключ к пониманию сущности действительности, складывавшейся после поражения революционно-демократического движения шестидесятых годов на почве начавшихся буржуазных реформ.

Выступление 5 ученицы группы Розовой А. Сообщение о Свидригайлове




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Другим двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов. Восприятие этого человека неоднозначно. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и пытавшийся загубить жизнь Дуни. Таким он представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который в жизни все повидал, узнал, испробовал, которому все надоело. Он нравственный нигилист, безыдейный и бессмысленный злодей. Основная цель его жизни - заполучить Дуню.     Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не подлежат нравственной классификации. Он циничен до крайности и насквозь проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность своего существования в этом мире, он бессилен перед собственными страстями. У него нет выхода, он хотел жить и боялся смерти, но все-таки преодолел страх смерти и убил себя. Злодей и развратник, он на протяжении всего романа больше других совершает массу добрых дел. Собираясь в трагический “вояж”, он обеспечил будущее своим детям. В Петербург Свидригайлов приехал, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина. Он понимал людей и использовал последние часы своей жизни для того, чтобы направить судьбы окружающих людей в добрую сторону. Наружность Свидригайлова привлекательна. Он крепок, свеж, вина не пьет, выглядит джентльменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в его глазах.     Реформа 1861 года его не затронула. Он был хорошим и преуспевающим хозяином, но он чувствовал себя неустроенным в мире. Его не тянет к «сытым и довольным». Свидригайлов тоже принадлежал к числу “разочаровавшихся”. Он не видит путеводной звезды, не знает цели в жизни. У него нет связи с жизнью, с историческими судьбами России. Он не имеет устоев для жизни, но он человек по-своему тонкий и многое может понять, но он разочарован до дна, он не верит ни в Бога, ни в черта.     Итак, Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показал типичных представителей российской жизни периода становления капиталистических отношений в стране. Каждый из героев создал свою теорию, согласно которой живет, но оба они являются продолжением теории Раскольникова, разделившего людей на “тварь дрожащую” и “право имеющих”.

Слайд 11 ученица Погибельская А.
Правда Сони Мармеладовой.
Всю жизнь занимается самопожертвованием.
Любит всех людей, жертвует собой ради других.
Помогает Раскольникову.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Соня жертва, и в то же время она воплощение сострадания, всю себя отдает погибающим: своему несчастному семейству, убийце Раскольникову, наконец. Она не для себя живет, для других, и в этом смысл ее жизни.Она никого не судит, только себя, всех жалеет, всех любит, всем помогает, чем может. Это показалось бы банальным, ходульным образом «воплощенной добродетели», если б не великолепная простота, не реалистическая подлинность, с какой изображает свою героиню Достоевский. И если б не ее «падшее», крайнее, «последнее», пограничное положение и состояние.
Во всей своей полноте образ Сонечки раскрывается через главного героя, Раскольникова. Она послана ему, может быть, во спасение. Их обреченность, их зависимость друг от друга четко обозначена в самой сюжетной завязке романа. Раскольников «случайно» знакомится в трактире с ее заблудшим отцом и «случайно», сам того не желая, убивает заодно со старухой ее двоюродную сестру, Лизавету, такого близкого человека для Сонечки: и Евангелие Лизавета принесла, и читали вместе. «Она, говорит о Лизавете Соня, бога узрит». И даже такого его, убившего никому не сделавшую зла, добрую и кроткую женщину, Сонечка не отвергает. Только говорит в ужасе: «Что вы над собой сделали!»
Соня и Родион в чем-то очень близки, понятны друг другу, необходимы. Оба ранены несправедливостью жизни, оба думают прежде о ближнем, чем о себе, но Раскольников весь в плену своей гордости и безумной идеи, верит, что ему можно «преступить», убить можно.
Хрестоматийный эпизод: Раскольников падает перед Соней на колени. И объясняет: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Это же даже в такое страшное для него время гордость говорит в нем, он все еще мыслит высокими и отвлеченными категориями!
Так же при их следующей встрече, узнав, что он убил, Соня обнимает и целует его, но нет в ней никаких мыслей о «всем человеческом страдании»: «Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».
Соня не поучает, не проповедует, только в страшный момент, когда он сознается ей, она зовет его к покаянию, потому только, что знает: ему иначе нельзя. Она и о воскресении Лазаря читает ему, только когда он требует («Елизавете же читала»).
Удивительно определяет Соня и причину трагедии Раскольникова: «Зачем я прежде тебя не знала! Зачем ты прежде не приходил?» И в самом деле верится, приди он прежде к ней, ничего бы не случилось.
Раскольников живет весь в моральных категориях и переживаниях, он справедливости хочет, правды, как он ее понимает. Соня вне морали, вне правды как права. Для всех вокруг она падшая, и сама так понимает себя. Но она слишком способна любить, жертвовать, слишком чиста, несмотря на свое видимое «падение». Даже кажущийся парадокс может быть, она становится особенно чиста благодаря своему падению.
Она не может понять Раскольникова. С какой наивной трогательностью она ищет ему оправдания: «был голоден? Чтоб матери помочь?» Она не привносит ему свое «светлое», она ищет его лучшего в нем: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить!» Страшен их первый разговор в ее комнате. Он искушает ее: «вас в больницу свезут С Полечкой то же самое будет» И самое страшное, наконец: «тебе бог что за это делает?»
Но для Сони этого вопроса не существует: «Все делает». Соня остается верна.
«Ты мне нужна», говорит Соне Раскольников, и она идет за ним. А он, нужен ли ей? Безусловно. Только через него, через свою главную в жизни заботу, она окончательно обретает себя.
Жизнь Сони и Раскольникова в Сибири, в каторге совершенно особенное место в романе. Соня собирается следовать за его этапом, они не говорят об этом ни слова, но оба знают, что так и будет.
На каторге Раскольников страшно страдает, болеет и не неволя, не каторжный быт, не физические трудности и лишения причина его страданий. Он страдает от уязвленной гордости. Он стыдится даже Сони и мучает ее «своим презрительным и грубым обращением».
Арестанты не любили Раскольникова, даже хотели убить как безбожника, а встречая Соню, снимали шапки и кланялись. Ее хвалили даже за ее маленький рост, не зная уже за что похвалить. «К ней даже ходили лечиться».
И сама Соня чувствует себя теперь такой счастливой, что даже почти пугается своего счастья. Образ Сони Мармеладовой чрезвычайно важен для Достоевского. Это, разумеется, не «житийный» образ. Соня верует, но она вовсе не устремлена в «нездешнее», «горнее», она вся здесь, вся на грешной земле. Но именно через нее великий писатель обозначает свое видение пути победы добра над злом.
И нет никакого сомнения в том, что маленькая, неяркая, «бесчестная» Соня Мармеладова один из лучших и важнейших женских образов не только в творчестве Ф. М. Достоевского, но и во всей русской классической литературе.


Слайд 12. Ученик группы - Трушкин П.
Вывод : В результате исследовательской деятельности было выяснено, что по теории Раскольникова жить невозможно, т.е. теория Раскольникова не состоялась.

Словесное дополнение к презентации
- Раскольников создал свою собственную теорию, которая утверждала право одних убивать других. Все люди, по его мнению, делились на два разряда: обыкновенных и необыкновенных, которые имели право распоряжаться судьбами первых. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. В течение всего романа идет как бы проверка этой теории и постепенное ее отрицание. Для этого писатель использует такой прием, как система двойничества. Через двойников Раскольникова - Лужина и Свидригайлова - писатель утверждает право человека на жизнь и свободу и несостоятельность теории Раскольникова.
В расчет всегда вмешается случай, одно преступление тянет за собой другое.

Слайд 13.
Банк идей.
Каким будет общество, если реализовать теорию Раскольникова?
Общество убийц.
Безнаказанность за преступление будет порождать новые преступления.
Нравственное уродство общества – банда.
Жить в таком обществе нельзя.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

-Мы ожидаем положительных эмоций, а также осознание зрителями того, в чём же всё-таки суть идеи Раскольникова.
Реалистичность проекта: позиция Раскольникова актуальна в наши дни, пока существует общество, будут и те люди, которые путем убийств решают свои социальные проблемы и амбиции.

В реализации проекта мы старались проявить исследовательские навыки, творчество и фантазию.


Блиц – опрос:
В чем состояла теория Раскольникова?
Кто является другом Раскольникова?
Назовите двойников Раскольникова
В чем губительность идеи Раскольникова?
Почему роман Достоевского актуален в наши дни?


Работа класса

(предлагаю общие листы – бланки опроса)

Критерии оценивания презентации
Команда учеников __________________             Дата _________
Тема исследования _________________   Эксперт ___________________
Критерии
Баллы
макс.
Оценка группы
Оценка класса
Оценка учителя

Содержание

Отражены цели исследования и выводы.
10




Содержание слайдов соответствует теме.
10




Тема раскрыта полно.
10




Исследование отвечает ОПВ и проблемным вопросам.
10




Приведён список использованных ресурсов.
5




Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично.
5




Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами.
5




Использование эффектов анимации логично.
5




Организация

Текст написан грамотно, нет опечаток, сформулированные идеи изложены ясно.
10




Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией.
10




Чёткое планирование работы всей группы и каждого участника группы.
20




Общая оценка
100





Отличная работа 100 – 90 баллов
Хорошая работа 85 – 75баллов
Удовлетворительная работа 70 – 60
Публикация нуждается в доработке 55 – 45
Слабая работа 40 -


Анкета для участников проекта

Чем вызвано ваше желание участвовать в проектной деятельности?
Требованием родителей;
Желанием получить хорошие оценки по литературе;
Стремлением получить глубокие знания по литературе;
Какую оценку вы бы хотели получить за свой проект?
Отлично;
Хорошо;
Удовлетворительно;
Любую;
Не нуждаюсь в оценке;
Какому виду деятельности при работе над проектом вы отдадите предпочтение?
Самостоятельному поиску источников информации;
Работе с учебной литературой и другими источниками;
Самостоятельному оформлению результатов работы;
Где, кроме уроков, вы планируете получать информацию для своего проекта?
Дома от родителей или родственников;
От друзей;
Из электронных носителей;
В библиотеке из учебной, справочной, научно-популярной, художественной литературы;
Из Интернета;
Содержание какого учебного материала у вас вызывает повышенный интерес?
Биография писателя ;
Роман Достоевского «Преступление и наказание;
Отражение эпохи в художественной литературе;
Исследования проблемы личности;
ИКТ и использование их при изучении учебной темы;
Какие исследования вызывают у вас больший интерес?
С использованием учебной литературы;
С использованием научно-популярной литературы;
С использованием справочной литературы;
С использованием художественной литературы;
Анализ художественной литературы;
«Мои достижения»

Критерии
Абсолютно
согласен
Согласен
Частично
согласен
Не согласен

Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.





Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.





Я высказываю в своей группе конструктивную критику.





Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.





Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком.





Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.





Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.






«Шесть шляп мышления»
Каждому ученику (или группе) предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.


Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без
объяснения причин их возникновения.



Белая – перечень фактов.



Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).



Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.




Зеленая шляпа ищет ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.




Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.






Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение. «Докажите несостоятельность теории Родиона Раскольникова». 
Рисунок 6Рисунок 3Рисунок 2 Заголовок 2 Заголовок 715