ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особое место в практике работы с детьми мы отводим нетрадиционным методам, позволяющим преодолеть противоречие между запросами быстро развивающегося общества и индивидуальными возможностями личности.
В дошкольном возрасте при обучении иностранному языку на первое место выступают задачи развития средствами языка таких личностных качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, инициатива. Чтобы реализовать эти задачи, мы обратились к методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка-дошкольника.
В чем же заключается специфика использования проектной методики в детском саду? Конечно, пяти-шестилетние дети еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но, если проект представлен как смоделированная игровая ситуация, в которой малыши выступают не пассивными наблюдателями, а активными творцами, то овладение языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная задача не обозначена. Так, например, малышам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие животные содержатся в уголках природы во всех классах нашего образовательного учреждения. Опрашивая взрослых, ребенку неоднократно приходится задавать им вопрос: «What animals do you have?”.
Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информацию, они вместе с педагогами выясняют, каких обитателей они видели в живом уголке. Таким образом, у ребенка, самостоятельно добывающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимой лексики.
Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждой группе встречаются малыши, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревожные дети, ребята-лидеры и т.д. Реализация проекта – это уникальная возможность социализации ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь могут проявлять себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предполагает какой-то реальный результат (альбом, коллаж, выставку, спектакль ит.д.).
В течение всего учебного года в старшей группе шла работа над проектом «Мы любим сказки». Цель состоялась в следующем: посредством знакомства с английским фольклором, с играми сверстников англоязычных стран, с национальными английскими традициями сформировать у ребят интерес к изучаемому языку, расширить их представления об окружающем мире, развить творческие способности. Что касается языковых умений и навыков, то в ходе реализации проекта они лишь закреплялись, так как в спектакле использовалась, ранее изученная на занятиях.
Чтобы представить, как осуществляется этот проект, приведу пример поэтапной работы спектакля по мотивам английской народной сказки «Четыре дракона».
Первый этап – подготовительный. Мы с ребятами побывали в кукольном театре. Дети ознакомились с помещением театра, с работой всего персонала. Обсудили просмотренный спектакль: характер и поступки героев, игру актеров-кукол, декорации, костюмы. Приняли решение создать свой театр в группе. Дети ознакомились с английскими сказками, песенками, выбрали сказку «Четыре дракона» для кукольного спектакля.
Второй этап – организационный. Педагоги вместе с детьми обсудили проект, сформировали группы ребят по интересам, каждая из которых получила свое задание. К проекту были привлечены родители, определялись их роль и участие.
Третий этап – основной. Началась совместная творческая деятельность детей и взрослых. Например, ребята одной группы помогли учителям изготовить куклы, принесли из дома ткань, пуговицы, нитки и другой материал. Те, кто умеет шить, помогли делать куклы самостоятельно. Другая группа детей занималась художественным оформлением спектакля. Вместе с педагогом они готовили декорации, афишу, пригласительные билеты. Третья группа детей-артистов совместно с музыкальным руководителем и педагогом английского языка разучивали роли, песни, овладевали навыками кукловождения. У четвертой группы тоже было много хлопот. Ребята придумывали, как оформить зрительный зал, сцену, буфет, кому вручить пригласительные билеты.
В течение всех этих этапов педагоги контролировали детей, оказывали им помощь, поддерживали и поощряли любую инициативу и, конечно, сами проявляли ее. Главная задача педагогов – создать условия для творчества ребят и стимулировать их познавательную активность.
Четвертый этап – заключительный. Это призентация проекта – показ спектакля детям из других групп и родителям. Были обсуждены результаты проекта, малыши и взрослые обменивались впечатлениями.
Использование проектной методики в работе с дошкольниками – это наш первый небольшой опыт, который показал свою актуальность и результативность. Прежде всего это связанно с повышением у детей мотивации к изучению английского зыка и формированием индивидуальных творческих и познавательных способностей.