Презентация по литературе на тему С. Есенин «Берёза».«Учись у них – у дуба, у берёзы».(6 класс)


Цель урока: Познакомить шестиклассников с описанием деревьев в русской поэзии.Тип урока: Урок – рассуждение.Наглядности: портрет С Есенина, картины, тексты стихов, схемы кластера, таблицыХод урока.1. Организационный момент. Ознакомление с целью урока.2. Слово учителя: - В произведениях великих писателей и поэтов природа занимает важное место. Они изображают её как живое существо, неотделимое от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. На сегоднящем уроке мы ознакомимся с русскимпоэтом ХХ века Сергеем Александровичем Есениным (1895- 1925). Он родился на рязанской земле , которая осталась в сердце Есенина с её голубыми далями и озерной синью навсегда. Природа и Родина неразрывны в творчестве Есенина. Своеобразие его стихотворений в том, что в них передано чувство единства человека с природой, с её растительным и животным миром. Поэт по дружески беседует с клёном, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с берёзой.Природа у Есенина живёт, движется, слушает, мечтает.Вот одно из ранних стихотворений Есенина, в котором передано чистое, светлое чувство поэта, очарованного весной: Сыплет черёмуха снегом Никнут шелковые травы, Зелень в цвету и росе. Пахнет смолистой сосной. В поле склоняясь к побегам, Ой, вы, поля, и дубровы,- Ходят грачи в полосе. Я одурманен весной. Словарная работа: Кайма –жиек, әдіп, қимаБахрома – шашақПринакрылись – вся поркрылась снегом.Произносим правильно; принакрылась, на пушистых, бахромой, обсыпает .Беседа по тексту стихотворения:- С каким чувством и настроением пишет автор о берёзке.- Какие слова и выражения помогли автору показать берёзку как живую.Такие слова называется олицетворением. Описать не живое, как живое: Берёза принакрылась, стоит, … Заря лениво обходит, обсыпает, … Находим сравнения: точно серебром, белой бахромой, сонная тишина, горят снежники, в золотом огне.А как мы узнаём сколько лет дереве. Послушаем стихотворение и Василевского «Сколько лет сосне?»Под ногами слой отелок,Свежий срез на толстом пне.Сколько лет, скажите, былоЭтой спиленной сосне? Во ІІ части нашего урока разговор пойдёт о мудром древесном царстве.В основе мифических представлений многих народов лежит образ мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания.Разминка: «Узнай дерево».Это дерево – символ России. В древних языческих обрядах оно служило «майским деревом»: вокруг него водили хороводы, наряжали разноцветными лентами. (Берёза).Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета. Яркие его ягоды напоминают кровь. (Рябина). Это дерево выделяется стройностью и высотой, которая позволяет ему беседовать с ветром. Кроны этих деревьев так высоки, что между стволами легко умещается даль. И оттого за деревьями мерещится какой – то бескрайний, похожий на море простор (Сосна).На доске записаны части предложений: царь древесного царства. Горделиво высится. Одиноко стоит в могучей красоте. Шумит листвой. Узловатые корни Раскинул ветви столетний великан. Неиссякагощая жизненная сила.Какими бывают деревья? Отвечая на этот вопрос, ученики продолжают синонимически ряд:Шепчутся берёзы нежные, ласковые,…Лепечут осины робкие, высокие,…Гудят сосны могучие, высокие,… Знакомлю ребят с репродукциями картин великого певца и знатока леса И.И. Шишкина.Продолжая урок, мы говорили о том, что символизируют деревья в устном народном творчества и художественной литературе.Дуб – это царь древесного царства, он олицетворяет собой мужество, твёрдость, силу, величие, долголетие, защиту.Сосна – это чистота и строгость, а берёза, символ нежности, красоты, отождествляется с прекрасной девушкой.«Спорт деревьев».