Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе


МКС(К)ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида»






Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе




Составил: Учитель-логопед
Звонкова Н.В.


.




2014г.



Здоровье не всё,
но всё без здоровья ничто.
Сократ

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приёмов, методов, организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Учащиеся вспомогательных школ с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с системным недоразвитием речи. И всё более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребёнка. Для таких детей просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на занятиях, но и во внеурочное время. Здоровьесберегающие технологии, которые использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Кроме того, совместная работа с родителями, педагогами и специалистами школы позволяет разрабатывать условия создания здоровьесберегающей среды для детей, занимающихся с логопедом.
Коррекционно-развивающая работа включает следующие этапы: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, пространственных отношений, фонематического восприятия; постановку, автоматизацию и введение в речь отсутствующих или нарушенных звуков; развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи; коррекцию чтения и письма.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику по методике З.А.Репиной я провожу на занятиях по коррекции звукопроизношения. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. При выполнении артикуляционной гимнастики выполняем каждое движение перед зеркалом. Движения проводим неторопливо, ритмично, чётко. Часто сравниваем образец выполнения логопеда с рабочим вариантом действий ребёнка. Выполняя упражнения для языка, используем ладонь руки, имитируя движения языка. Материал по развитию речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Рекомендую комплексы «Весёлых полянок» воспитателям, родителям, чтобы они также могли заниматься с ребёнком в школе во вторую половину дня, дома по заданию логопеда.
Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти и пальцев. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный приём в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Например: артикуляционное занятие «Часики» можно дополнить движением ладони, которая движется под счёт вправо-влево. При этом игровой сюжет упражнения может быть разным: язычок катается на коньках, ветви дерева качаются на ветру и т.д. Артикуляционное упражнение «Парус» дополняю пальчиковой гимнастикой «Кораблик». Или упражнение «Улыбка» (зубы сомкнуты, губы в улыбке) можно дополнить движением ладони. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой, на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное дыхание, которое сказывается на жизненной ёмкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. Необходимо развивать объём легких, формировать диафрагмальный тип дыхания. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. На занятиях я широко использую игры и упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха. Эта гимнастика – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти всеми органами. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

· Работу провожу в общепринятой последовательности, согласно следующим разделам:
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.
Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведении детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровье сберегающие технологии:
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке», «На лесной поляне», «Морские глубины» и т.п. Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления, например упражнения «Снеговик», «Тряпичная кукла и оловянный солдатик». Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимают психологическое напряжение, дают возможность самовыражения. Упражнение включает в деятельность фантазию, эмоции и движения ребёнка. Интересно наблюдать, как во время игр дети сразу зажимают нос пальцами, если погружаются в море, или по-настоящему бояться наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.
В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки: «Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем следуют релаксационные упражнения: «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.
Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Элементы психофизической гимнастики использую, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики осуществляю, как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Можно выделить главные правила проведения пальчиковых игр.
1. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно
2.После каждого упражнения следует расслаблять пальцы
Для оптимизации процесса автоматизации звуков включаю пальчиковые упражнения по методике Сорочинской Т.В. на аппликаторе Кузнецова. При произнесении звуков в слогах, словах дети последовательно прожимают пальцы рук на приборе. Слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов используют с попеременным ударением, усиленным прожиманием ударного слога.
Пальчиковый сухой бассейн способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. В бассейне дети отыскивают спрятанные предметы, конкретную игрушку, при знакомстве со звуками фигурки, называют и определяют звук, имеющийся в каждом слове с определённым количеством слогов. Такие упражнения отлично расслабляют детей-дизартриков, снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса.
Наполнителем для сухого бассейна служат горох, бобы, фасоль, вишнёвые косточки. При помощи пинцета дети сортируют наполнители по контейнерам.
В настольной игре «Узнай букву» дети на ощупь угадывают букву, обследуя контур буквы, вырезанный из бумаги.
Для развития мелкой моторики кисти руки использую кистевые тренажёры, рельефные мячики.
Несложное выполнение аурикульного массажа, отсутствие противопоказаний позволяют внедрить этот метод массажа в логопедическую практику. Массаж воздействует на 18 зон организма человека. Мы активизируем работу всех без исключения органов и систем тела. Массаж проводится в виде игры, при выполнении следует придерживаться одного темпа (медленного или быстрого). В основной части аурикульного массажа проводятся упражнения: «Найдём и покажем ушки», «Похлопаем ушками», «Покрутим козелком», «Погреем ушки». В заключительной части дети расслабляются и вслушиваются в тишину. Длительность определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней, в среднем до 1 минуты.
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание. Складывание из бумаги оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук и точные движения пальцев. Происходит развитие глазамера. Учимся, чтобы все складки были выведены чисто и точно. Проглаживая на столе лист подушечками пальцев, получается двойной результат: хорошо сложенный лист бумаги и массаж подушечек пальцев. Многократное складывание бумаги, увеличивает количество её слоёв, тем самым развивает силу кистей и пальцев рук. Занятия оригами нравятся детям, потому что из обыкновенного листа бумаги рождаются различные фигурки, многие из них забавны, функциональны, подвижны, с ними можно действовать.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровье сберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.















Литературные источники и интернет-ресурсы:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. М., 2005.
Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб.,2001.
Зубович Е.В., Мещерякова Н.П., Леонтьева С.В. Коррекция стёртой формы дизартрии. Саратов, 2006.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М., 2004.
Нищева Н.В. Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей. Спб., 2010.
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком. Спб., 2006.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. М., 2005.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. АРКТИ., 2006.
www.Logoburg.com
festival.1september.ru
forum.aspu.ru














15