ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе


Распутина Н.В.
г. Елец, НОУ гимназия «Альтернатива »
Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является самой актуальной среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
Ведущая роль в решении этой проблемы отводится школе, ее задача – укреплять здоровье школьников, воспитывать у них потребность в здоровье как жизненно важной ценности. Один из путей решения этой задачи-достижение такого качества обучения, которое сделает учебу доступной, интересной, создаст положительный психологический климат для развития и формирования личности.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что состояние российских детей вызывает тревогу т.к. около 30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют отклонения в состоянии здоровья (сколиоз, миопия, заболевания пищеварительной системы и др.). Причины этого разнообразны: социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к учебным нагрузкам. Поэтому одной из приоритетных задач образования, сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких образовательных технологий, которые устраняли бы перегрузки, были бы адекватны возрасту учеников и сохраняли здоровье. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями [1].
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. [2].
В качестве основополагающих принципов здоровьесбережения можно выделить: создание образовательного пространства, обеспечивающего снятие всех стрессовых факторов в учебно-воспитательном процессе, использование индивидуального подхода, обеспечение мотивации образовательной деятельности, организацию двигательной активности, создание ситуации успеха.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все больше значение. Основным направлением воспитательной деятельности является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей. Современный учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило вреда здоровью школьников. Педагогу необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но и укреплял их силы и возможности.  Основная задача школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье.
В одном из общеобразовательных учреждений г.Ельца - НОУ гимназия «Альтернатива» большое значение уделяют сохранению здоровья гимназистов. Расписание учебных занятий здесь составлено в соответствии с требованиями СанПиН и шкалой трудности предметов для младших школьников. Налицо гигиенически оптимальная организация труда и отдыха учащихся. Количество обязательных уроков в 1 классе – 4, продолжительностью 35 минут. Организована физическая активность на уроках и вне уроков. Ежедневно занятия начинаются с общешкольной утренней зарядки с использованием интернет ресурсов и музыкальным сопровождением. В соответствии с новыми государственными стандартами увеличено количество уроков до трех раз в неделю. Ежедневно гимназисты получают правильное трехразовое питание. Питьевой режим и режим проветривания выполняются в соответствии с СанПин. Предусмотрено пребывание на свежем воздухе во время динамической паузы в первой половине дня, уроков физкультуры, прогулки во второй половине дня, дневной сон учащихся первых классов.  В качестве индивидуального подхода в начальной школе используются игровые технологии, что благотворно влияет на здоровье, позволяет снять эмоциональное напряжение ребенка, а кроме того, обеспечивается психологическая разгрузка учащегося, активизируется самостоятельная познавательная активность.
В нашей гимназии регулярно проводятся нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Здоровьесберегающие технологии также активно используются и во второй половине дня. Здесь и различные экскурсии, походы, поездки, посещения бассейна, спортивные соревнования, гостиные. Занятия с элементами соревнования благотворно влияют на здоровье.
  Важнейшая составляющая процесса здоровьесбережения гимназии – строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения, от правильной организации урока, до тщательно продуманного расписания занятий и отдыха второй половины дня. Это дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Педагоги гимназии создают комфортные условия в классах в течение дня, используют личностно - ориентированный подход в обучении, нетрадиционные формы уроков, работают над построением взаимоотношений между детьми и взрослыми, дифференцированно дают домашнее задание, которое помогают выполнить консультанты по различным предметам. Все это способствует профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья, физическому развитию школьников, что в свою очередь влияет на получение качественного образования. 
Величайшее богатство общества – здоровье детей. Становится все более очевидным то, что мы взрослые, делаем далеко не все, чтобы сохранить и приумножить это богатство. Вот поэтому самой актуальной задачей и является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволят ученику более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю более эффективно формировать основы правильного поведения. 
Литература
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе-М:АПКи ПРО,2002,-121с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]/В.И.Ковалько.-М.:’’ВАКО“ ,2004.