Статья на тему ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

УДК: 51:373.6.9:371-3
Мардонов Эшим Муратович
канд. пед.наук, доц. СамГУ,
г.Самарканд, Узбекистан
Инатов Аброр Исматович
ассистент СамГУ,
г.Самарканд, Узбекистан
E-mail: a-inatov@samdu.uz
Останов Курбон
канд. пед.наук, ст. преп. СамГУ,
г.Самарканд, Узбекистан
E-mail: ostonovk@mail.ru

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация
В этой статье излагается некоторые аспекты использования деятельностного подхода в процессе обучения математике и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.
Ключевые слова
Математика, обучение, деятельностный подход, сравнение, анализ, синтез, наблюдение, решения задач, мотивация, интерес.

В формировании у школьников творческих качеств большую роль играет изучение математики. Поэтому возникает вопрос, о том, что какие практические знания должна давать математика? Естественно, отдельно предмет математики сама не в состоянии давать учащимся всеми необходимыми знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи и т.д., но она должна и обязана вооружить школьников современными методами познания окружающего мира, развивать в себе умений познавательной самостоятельности. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения математики учащиеся школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения задач, высказать соответствующие выводы. Основой этих элементов учебной деятельности служит математическое мышление учащихся, которое как форма мыслительной деятельности, охватывающая глубокое осмысление, анализе, синтезе, сравнении, обобщении и конкретитзации знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. В настоящее время в образовании молодежи крайне необходима направленность обучения развитие познавательной деятельности, самостоятельности мысли учащихся, формирование умений поисковой, эвристической и исследовательской деятельности.
Применение современных инновационных технологий способствует повышению эффективность обучения. Исходя из этого задача учителя, так организовать учебный процесс, чтобы полученные знания на уроке школьниками стали бы результатами их самостоятельных исследований. Эти поиски требуется организовать, при этом оптимально управлять учебным процессом, развивать их мыслительную активность.
  Деятельностный и проблемно-поисковый подход связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. При этом на уроках учитель стремиться не давать информацию в готовом виде, а так организуются урок так, чтобы ученики заново “открывали” новую формулу, понятие и правило, самостоятельно высказывали свое мнение или предположение. Такой урок обеспечивает качественного усвоение знаний; развитие мышления и формирование творческих способностей личности; воспитание активной личности.
  Для создания проблемной ситуации на уроках прежде всего целесообразно использование противоречивые положения, научные теории, альтернативные точки зрения или ответы учеников на предложенный вопрос или практическое задание, выполнение которых требует, опираться на изучаемый материал.    При этом на уроке возникает атмосфера сотрудничества ученического коллектива, совместного исследования решения предложенных проблемных задач.
Например, при изучении темы в 6 классе “Сложение дробей с разными знаменателями” вместе с примерами на устный счёт на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями можно включить задания, где требующих выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Здесь возникает проблемная ситуация и учащиеся начинают думать, почему не получается. В этой ситуации у учителя полввится возможность с помощью мыслительных операций индукции, дедукции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения найти правильное решение данной учебной проблемы и добиться понимания учащимися, ответов на вопросы что делать, как делать и почему.
В процессе изучения элементов геометрии таких понятий как симметрия относительно точки и симметрия относительно прямой учащимся предложено творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии.

Список использованной литературы:
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 г.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.
15