Методические рекомендации по написанию рабрты


Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий торгово-технологический техникум»
(ГОБПОУ «Липецкий торгово-технологический техникум»)
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
Особенности межличностных отношений студентов
Выполнил(а) студент(ка) 2ЭО группы
Мещерякова Ольга Викторовна
Научный руководитель:
Усачёва Лариса Викторовна
Липецк
2017
Оглавление
Введение
Общие положения Этапы работы над рефератом
Примерная структура реферата
Рекомендации к составлению реферата
Требования к оформлению реферата
Критерии оценки реферата
Руководство и рецензирование реферата
Приложение
Введение
Одной из форм самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов колледжа является написание и защита реферата.
Слово «реферат» в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит» (от лат. - сообщаю). Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нём раскрывается суть исследуемой проблемы: приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко её изучить.
Настоящие рекомендациях представлены требования к содержанию, оформлению, порядку выполнения, представления реферата и критерии его оценивания.
Общие положения
Рефератом следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. Реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.
Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется и представляется на научно-практическую конференцию студентов.
Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:
семантическая адекватность первоисточнику;
максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшой объеме полученного текста;
объективность в передаче содержания первоисточника. Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации;
авторизованность в передаче информации. Реферирующий рассказывает содержание первоисточника со своей точки зрения. Используемые цитаты вносятся в текст без искажения, заключаются в кавычки обязательно со ссылкой на источник;
постоянная устойчивая структура.
2.Этапы работы над рефератом
Реферат создается студентом в течение учебного года. Выбранная тема согласуется с руководителем не позднее октября, далее идет работа над рефератом.
Основные этапы работы над рефератом:
- Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Реферат - это исследование, и поэтому тема реферата должна заключать в себе проблему.
- Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
-Составление библиографии.
-Обработка и систематизация информации.
-Разработка плана реферата.
-Написание реферата.
-Публичное выступление с результатами исследования.
3. Примерная структура реферата
Титульный лист. Титульный лист может быть отпечатан как на белой, так и на цветной бумаге. (Приложение № 1) Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт. (Приложение № 2)
Введение. Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его дискуссионность и прочее), либо современной востребованности.
Очень важно, чтобы студент умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.
Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет одну-две страницы текста. (1-2 стр.)
Основная часты Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Студенту при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название. Каждый раздел основной части, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Заключение. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя студенты вынесли из работы над рефератом. Объем заключения составляет 2-3 страницы.
Приложение. После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.
4.Рекомендации к составлению реферата
Реферат - интересный и полезный для студентов опыт приобщения к научной работе. Важно только соблюдать необходимые требования к реферату.
Реферат следует записывать лаконичным литературным языком.
Не рекомендуется начинать текст реферата с повторения его названия.
Следует максимально использовать существующую в данной области знания терминологию.
При первом применении новых терминов необходимо объяснить их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.
Важно соблюдать единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках.
Каждая цитата должна иметь соответствующую ссылку на источник.
Еще в 20-е годы прошлого столетия Анатолий Васильевич Луначарский справедливо заметил, что «... если произведение не доставляет удовольствия, то оно не может быть признано художественным».
Знак препинания после кавычек, закрывающих цитату, не ставится в тех случаях, когда цитата, заключенная в кавычки, является самостоятельным предложением, завершающимся многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой печатный, либо рукописный источник ссылается текст. Если источник цитируется, то указывается сначала его номер в списке литературы, а затем через запятую номер страницы из этого источника, которая цитируется: [6, с. 34], т.е. из шестого источника цитируется 34 страница. Например: В своей книге «От мечты - к открытию: Как стать ученым» Ганс Селье писал: «Наука занимается не отдельными объектами, как таковыми, а обобщениями, то есть классами и теми законами, в соответствии с которыми упорядочиваются объекты, образующие класс. Вот почему классификации представляют собой фундаментальный процесс» [3, с. 16].
номер страницы цитируемого источника порядковый номер источника в библиографическом списке
Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные или карты лучше помещать в приложении. В тексте реферата необходимо дать их краткую словесную характеристику и сформулировать выводы, которые следует сделать на основании приведённых материалов.
В заключении делается краткий вывод по существу реферируемого предмета.
5.Требования к оформлению реферата
9.1.Работа представляется в печатном виде в текстовом формате Microsoft Office Word (кегль – 14, интервал – 1,5). Нумерация страниц – сквозная (включая приложения). Номер страницы ставится посередине нижнего поля.
Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman , размер — 14 пт, межстрочный интервал — 1,5. Поля: слева — 25 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной пастой (тушью).
9.2.Общий объем работы не должен превышать 20 страниц, из них введение - до 2 страниц, заключение - до 2 страниц.
9.3.Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, список литературы и других информационных источников, приложения (если есть).
9.3.1.На титульном листе сверху указывается полное наименование образовательного учреждения, посередине – тема работы, ниже справа сведения об авторе (ФИО, группа), сведения о руководителе (ФИО, должность), внизу посередине – год и место написания работы.
9.3.2.Содержание включает в себя названия структурных элементов с указанием номера страницы.
9.3.3.Во введении обозначаются: актуальность исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза, краткий анализ информационных источников; методы исследования.
9.3.4.Главы основной части раскрывают основное содержание работы.
9.3.5.Заключение содержит выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы, перспективы дальнейшей работы над темой (проблемой).
9.3.6.Список литературы оформляется в алфавитном порядке и содержит все источники, использованные при выполнении работы, на которые есть постраничные сноски.
9.3.7. При использовании приложения необходимо делать ссылки в основном тексте работы. В приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п.

Объем реферата может колебаться в пределах 19-21 печатных страниц; все приложения не входят в её объём. (Приложение №3).
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны быть ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. Оформление списка литературы производится в соответствии с международным стандартом ГОСТ 7.1.2003 от 01.07.2004 г. (Приложение № 4)
6.Критерии оценки реферата
Реферат оценивается по четырехбальной шкале:
5—отлично
4—хорошо
3—удовлетворительно
2—неудовлетворительно
Критерии оценки реферата могут быть как общие так и частные.
К общим критериям можно отнести:
Соответствие реферата теме.
Глубина и полнота раскрытия темы.
Адекватность передачи первоисточника.
Логичность, связность.
Доказательность.
Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).
Оформление (наличие плана, списка литературы, культура, цитирования, сноски и т.д.).Языковая правильность.
Частные категории относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
1. Критерии оценки введения:
Наличие обоснования выбора темы, её актуальности.
Наличие сформулированных целей и задач работы.
Наличие краткой характеристики первоисточников.
Критерии оценки основной части:
Структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам.
Наличие заголовка к частям текста и их качественность.
Проблемность и разносторонность в изложении материала.
Выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование.
Наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Критерии оценки заключения:
Наличие выводов по результатам анализа.
Выражение своего мнения по проблеме.
7. Руководство и рецензирование реферата
Руководителем реферата является преподаватель, специализирующийся в области знания, соответствующего выбранной теме.
Деятельность руководителя включает в себя:
предложения и (или) корректировку темы реферата;
обсуждение содержания и плана реферата;
рекомендации по подбору литературы;
планирование и контроль за работой над рефератом;
написание отзыва, содержащего анализ реферата и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы.
Оформление списка литературы
 
Книга имеет одного автора
 
Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
 
Борисова, Н.В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.В. Борисова. – Елец: Издательство Елецкого гос. ун-та, 2017. – 227 с.
 
Краснова, Т.В. Древнерусская топонимия Елецкой земли [Текст]: монография / Т.В. Краснова.—Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2014.—157 с.
 
Книга имеет двух авторов
 
Нуркова, В.В. Психология [Текст] : учеб. для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высш. образование, 2015. – 464 с.
 
Кузовлев, В.П. Философия активности учебной деятельности учащихся [Текст] : монография / В.П. Кузовлев, А.В. Музальков. – Елец: Изд-во гос. ун-та, 2014. – 219 с.
 
Книга имеет трех авторов
 
Максимов, Н.В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов, – М.: Инфра, 2015. – 512 с.
 
Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. – М: Академический проект, 2015. – 848 с.
 
Книга под заглавием
 
История России [Текст]: учебник / А.С. Орлов [и др.] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 512с.
 
Мировая художественная культура [Текст]: в 2- х т. / Б.А. Эренгросс [и др.]. – М.: Высшая школа, 2015. – Т.2. – 511 с.
 
Михаил Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия [Текст]: материалы международ. науч. конференции, посвящ. 130-летию со дня рождения писателя. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2003. – Вып. 4. – 138 с.
 
Изоиздания 
Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал]: календарь: 2017 / Торговый дом «Медный всадник»; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – М.: Академия, 2016. – 102 с.
Нотные издания
 
Бойко, Р.Г. Петровские звоны [Ноты]: (Юность Петра): муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36 / Ростислав Бойко. – Партитура. – М.: Композитор, 2017. – 96. с.
 
Аудиоиздания
 
Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись]/ Геннадий Гладков; исп. Г. Вицин, В. Ливанов, О.Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк.
 
Роман (иеромон.) Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. – СПб.: Центр духов. просвещения, 2016. – 1 электрон. опт. диск. – (Песнопения иеромонаха романа; вып. 3)
 
Видеоиздания
 
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К.Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. – М.: Премьер-видеофильм, 2015. – 1 вк.
 
Составная часть документов
 
Статья из собрания сочинений
Локк, Дж. Опыт о веротерпимости / Дж. Локк // Собр. соч.: в 3 т. – М., 2017. – Т. 3. – С. 66-90.
Статья из книги, сборника
Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н.В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2017. – Гл. 13. – С. 347-366.
Ларских, З.П. Психолого-дидактические требования к проектированию компьютерных учебных программ по русскому языку [Текст] / З.П. Ларских // Проблемы русского и общего языкознания: межвуз. сб. науч. тр. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2014. – Вып. 2. – С. 210-216.
 
Статья из продолжающегося издания
 
Белозерцев, Е.П. Методологические основы изучения образования [Текст] / Е.П. Белозерцев // Вестн. Елецк. ун-та. Сер. Педагогика. – 2015. – Вып. 7. – С. 4-28. – Библиогр.: с. 221.
 
Борисова, Н.В. Православие и культура [Текст] / Н.В.Борисова, Т.А. Полякова // Собор: альманах религиоведения. – Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2014. – Вып. 5. – С. 17-23.
 
Статья из журнала
 
Мартышин, О.В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. – 2015. – №7. – С. 5-12.
 
Статья из газеты
 
Петров, В.Г. Богато то общество, в котором дороги люди: монолог о главном [Текст] / В.Г. Петров // Липецкая газета. – 2014. – 7 апр.
 
Библиографическое описание документа из Internet
 
Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С. Бычкова // Культурология 20 век – «К». – (http// www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm1)
 
Леонтьева, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д.А. Леонтьева. – Первое изд., 2017. – (http//www.smysl.ru/annot.php)