Презентация Учет индивидуальных особенностей и формирование осознанности знаний на уроках физики


Учет индивидуальных особенностей и формирование осознанности знаний на уроках физики Кислова Н.Л., учитель физики ШИОД ВГУЭС Проблема в преподавании физики Различия в индивидуально-типических особенностях мышления учащихся Общее снижение интеллектуального уровня учащихсяСнижение интереса к естественнонаучным дисциплинам Индивидуально-типические особенности восприятия Первая стадия – наглядно-действенное, практическое - «мышление руками»Вторая стадия – наглядно-образное мышление – мышление на уровне образов;Третья стадия – абстрактно-теоретическое мышление – мышление на уровне понятий. Типы функциональной организации двух полушарий мозга доминирование левого полушария: словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщениюдоминирование правого полушария: конкретно-образное мышление, развитое воображение ;отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Теория Гарднера: интеллект - - нейронный механизм или механизм по обработке информации, который генетически запрограммирован на то, что будет активизироваться с помощью определенной внутренней или внешней информации. 7 интеллектов (по Гарднеру) ЛингвистическийЛогико-математическийПространственныйМузыкальныйТелесно-кинестетический МежличностныйВнутриличностныйНатуралистический и экзистенциальный 7 интеллектов (по Гарднеру) ЛингвистическийСпособность оперировать словами как устно (рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). 7 интеллектов (по Гарднеру) Логико-математическийСпособность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). 7 интеллектов (по Гарднеру) ПространственныйТалант воспринимать мир визуально (охотник, скаут, гид) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров), восприимчив к цвету, форме, линиям и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи. 7 интеллектов (по Гарднеру) Телесно-кинестетическийУмение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер),  использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург).  7 интеллектов (по Гарднеру) Музыкальныйспособность воспринимать музыку, (музыкальный критик), трансформировать, создавать ее (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму. 7 интеллектов (по Гарднеру) МежличностныйУмение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи. 7 интеллектов (по Гарднеру) ВнутриличностныйЧеткое видение себя , понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля,  понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). 7 интеллектов (по Гарднеру) Натуралистический - способность ориентироваться среди многих живых организмов Экзистенциальный - способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах Учет индивидуальных особенностей при обучении физике предполагает с одной стороны - умение их обнаружить, с другой – умение организовать учебный процесс, направленный на формирование осознанных знаний у детей с различным типом восприятия информации. Тест Амтхауэра (Amthauer R.): основная идея интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. Тест Амтхауэра (Amthauer R.): субтесты на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); на классификацию понятий; на установление аналогий; на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение); на умение решать простые арифметические задачи; на умение находить числовые закономерности; на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости; на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур; на заучивание слов Результаты тестирования – руководство к действию учителя 1-4 вербальный 5-6 математ. 7-8 конструктивный 10 Б 10 В Выводы Общий интеллектуальный уровень 10 Б класса выше;Учащиеся правильно выбрали профили;Недостаточно качественно сформированные навыки обобщения требуют компенсаторного воздействия;Недостаточно отработан этап наглядно-действенного мышления. Теория поэтапности формирования умственного действия (П.Я.Гальперин) Мышление (причинно-следственные связи) Речь Творческое применение знания Воображение Рациональное действие(способы) Словесно-логическое мышление Память Усвоение алгоритмов Восприятие Метод проб и ошибок Наблюдение Психические процессы Этапы формирования умственного действия Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление Результаты тестирования Результаты тестирования Результаты тестирования Пути решения проблемы Учет индивидуального восприятия окружающей действительности.Ребенок рисует (сочиняет сказку, стихотворение, придумывает задачу). В этом случае первичным для него является деятельность, а вторичным - материал, который он рисует. Таким образом, деятельность является средством для формирования осознанности восприятия.Проживание ситуацииЭто приобретение личного опыта. Постановка себя в ситуацию даёт возможность иметь собственное представление о пережитом и, как следствие, - знание. Пути решения проблемы Составление алгоритмов Позволяет формировать компетентность в деятельности, т.е. ребенок, пользуясь предложенным алгоритмом, знает, что он должен делать.Составление структурно-логических схем.Этот прием безупречно работает на детей с логическим мышлением, формирует умение выстраивать причинно-следственные связи. Остальным даёт возможность увидеть процесс выстраивания логических связей. Пути решения проблемы Формирование умения читать формулы.Позволяет не растрачивать силы учеников на запоминание, не перегружать память в ущерб мышлению, так как при обучении мышление главенствует над памятью.Работа с учебником Требует много времени. Поэтому часто учителя предпочитают сами излагать материал. Но знание фактов не должно становиться самоцелью. Гораздо ценнее умение добывать знание. Умея работать с книгой, ребенок, пропустивший урок, дома может спокойно добывать знания. Приемы в действии: Фестиваль науки Приемы в действии Чудо случилось в нашем селе –Лодка стоит посредине реки.Вижу морщины на вашем челе…Что? Призадумались вы, чудаки?Может быть якорь сбросили вниз?Нет! Это Ньютон во всем виноват!Это не просто природы каприз,Это природой доказанный факт:Сила потеющих в лодке гребцов Просто течения силе равна.Лодка чтит Ньютона первый законИ потому недвижима она. Если хочешь ты, чтоб телоДвигалось прямолинейноИ при этом равномерно,Должен ты хотя б примерноВсе условия создать.Нужно, чтоб оно летелоНезависимо от тела(От какого - нибудь тела),Что оно не принуждало И при этом не мешалоЕму дальше пролетать. Рисунки Окуневой Ксении иФадеевой Екатерины, 11 кл. Стихи Алюшевой Юли Приемы в действии Приемы в действии Ученье – свет, а неученье –тьма,Но свет действительно ученье.Не плод зубрежки, а дитя умаИ совокупность важных мнений.Над ним трудились Максвелл, Гюйгенс, Герц,А заварил всю эту кашу Ньютон, Лишь для того, что в этот день сердецВолненье странное коснулось почему-то. Да, я люблю. И жить хочу во всемКапризам, свойствам света потакая.Люблю за то, что так прекрасен он, Что у него дисперсия такая.За то, что у меня под потолкомВ хрустальной люстре так играют краски.Любите физику и оптику сильней!Ведь не найти вам выхода иного.Чем жить почти 5 лет в разладе с ней,Смиритесь. И влюбитесь в это слово. Старайтесь сгладить острые углы,Учитесь дифрактировать зачеты.И из физической, сумбурной мглы Возникнет стройное, логичнейшее «что-то».Пусть эти «что-то» копятся скорей, Интерференцией ваш ум пусть будет полн.И станет возмущенье первых днейИсточником вторичных светлых волн.Ученье – свет, а неученье – тьма:Вот вам дифракционная картина.Любите физику – она всегда праваИ не скучна, хотя порой рутинна.