Конспект по литературному чтению на тему. Е.Благинина. Посидим в тишине


Е. А. Благинина «посидим в тишине» (2 класс)
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятель-ности учащегося (осу-ществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I.Организация начала урока -Прозвенел звонок, начинается урок.
-Прошу садиться. Сегодня вы мои ученики, а я ваш учитель. Зовут меня Наталья Леонидовна. Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Владеют навыка-
ми психологи-ческой подготовки к уроку, органи-зации рабочего места, вежливого общения.
II.Логопедические упражне-ния- А сейчас прочитайте фразу про себя. При солнышке тепло, при матери добро (слайд 1).
-Для красивого чтения вслух нужно хорошее дыхание, правильная дикция. Сядьте правильно, плечи расправьте.
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке?
Все резные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке (слайд 2).
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
При солнышке тепло, при матери добро (слайд 3).
-Прочитайте пословицу вслух.
Как вы понимаете эту пословицу?
-Мама, как солнце, окружает теплом, заботой и добротой. Самое прекрасное слово на земле - мама! Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце.
-Сейчас из пазлов составим материнское сердце.
-Посмотрите, какое оно большое.
Читают фразу про себя
Слушают загадку
Выполняют упражне-ние на дыхание
Читают фразу с ударен-нием на выделенное слово, на повышение и снижение голоса.
Рассуждают.
Составляют сердце. Выполняют согласно инструкции
Владеют навыками интонирования
Владеют навыка-ми зрительно-пространственного ориентирования
III.Мотивация учебной дея-тельности.
- Вам нравится, когда вас ласково называют? Ребята, ваши мамы тоже любят слушать ласковые слова. Сделаем мамам приятно.
-Назовите ласково свою маму.
-Молодцы ребята, каждая мама почувствовала теплоту ваших слов.
- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко! (слайд 4).
-Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
-Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
-Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
-Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
-Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
-Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
-Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
-Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
-Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
- Правильно – это наши мамы. Называют ласковые слова.
Отвечают хором с раз-личным интонировани-ем согласно демонстри-руемой пиктограмме.
Выполняют согласно инструкции
IV.Постановка цели и задач урока.
-Сегодня мы с вами поговорим о маме и познакомимся со стихотворением Елены Благининой «Посидим в тишине», проведём анализ произведения (слайд5). Слушают.
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
V. Первичное усвоение но-
вых знаний
1.Знакомство с биографией Е.А. Благини-ной.
2. Скороговор-ка с движения-ми.
3. Первичная проверка
восприятия.
VI. Работа над выразительностью речи.
1.Словарная
работа (исполь-зуется толко-вый словарь С.И. Ожегова).
2. Вторичная проверка восп-риятия текста.
3.Работа по мнемотаблицам
4.Практическая работа под пес-ню «Мама и дельфин».
-А сейчас всё внимание на экран (слайд 6).
В одной маленькой деревушке Орловской области родилась маленькая девочка, будущая детская писательница Елена Александровна Благинина. Росла она простой деревенской девчонкой, которая даже и не думала, что когда-нибудь станет известной детской писательницей (слайд 7).
У маленькой Лены было много братьев и сестер. Ее отец читал детям сказки, рассказывал истории, выдумывал всякие небылицы. А мама любила делать детям сюрпризы: то платьице сошьёт девочкам, то приготовит что-то вкусное (слайд 8).
Елена Благинина в детстве любила сама что-нибудь сочинять и выдумывать. Хотя мечтала стать учительницей. И даже поступила в педагогический институт. Но учительницей стать не получилась. Зато Елена Благинина стала известной детской писательницей.
О чем же писала Елена Благинина? (слайд 9). Да обо всем. О ветре, о радуге, о яблоках, о детях.
-А так же Елена Александровна Благинина писала и «чистоговорки» а для чего нам нужны чистоговорки? (чтобы развивать нашу речь).
-Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним чистоговорку про маму, чтобы начать читать самим (слайд 10).
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. (Прочитайте про себя, встаньте и на каждый слог сделайте шаг и хлопок)
-А сейчас откройте свои учебники на стр. 119 и послушайте стихотворение
Е.А. Благининой «Посидим в тишине».
-Интересное стихотворение?
-А как вы считаете, почему оно интересное и доброе?
-Кто главный герой? (девочка, ребёнок).
-А какая девочка? (добрая, любит свою маму).
-А как вы думаете, почему автор так назвала своё стихотворение «Посидим в тишине» (очевидно, она хотела сказать, что иногда взрослые устают и надо дать им отдохнуть).
- Мама ̶ самое важное слово в жизни каждого человека (слайд 11).
-В этом произведении вам встретились такие непонятные слова:
Волчок - игрушка, похожая на юлу.
Похохотать - посмеяться.
Метнулся - быстро продвинулся.
Крадётся – встаньте и покажите это действие.
Шепнул – тихо сказал.
-Научимся читать выразительно это стихотворение по строфам и попробуем его выучить наизусть с определённой интонацией. В этом нам помогут пиктограммы, рядом со стофой.
1. Почему девочка решила не играть? (она заметила, что её мама устала).
-Как она себя повела? (стала сидеть тихо, тихо как мышка),
(чтение 1 строфы, слайд 12).
2. Что девочка заметила в комнате? (лучик солнца, который крадётся к маме), (чтение 2 строфы, слайд 13).
3. Что она сказала лучу? (я тоже двигаться хочу, но мама спит, и я молчу),
(чтение 3-4 строфы, слайд 14).
-Зачем она это сказала лучу?
4. -А как вы поступили бы? (чтение 5 строфы, слайд 15).
-Ребята, у вас лежат карточки с рисунками. Это таблица поможет нам запомнить это стихотворение (слайд 16).
Вывод: (слайд 17) В своих стихотворениях Благинина учит детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку. Это мама.
А сейчас мы вместе сделаем открытки, которые вы подарите своим мамам. Внимательно слушают и смотрят на экран.
Рассуждают.
Читают.
Выполняют с движениями.
Слушают по аудиозаписи.
Делятся своими впечатлениями.
Рассуждают.
Определяют совместно
с учителем толкование слов.
Показывают действия луча.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Выборочное чтение.
Работают по мнемотаб-лицам.
Практическая работа. Адекватно воспринимают информацию.
Развитие дикции, координации, дыхания речи и движений.
Формулируют от-веты на постав-ленные учителем вопросы.
Используют простые речевые средства для пе-редачи своего мнения.
Полно и точно выражают свои мысли.
Используют прос-тые речевые средства для передачи своего мнения.
Выполняют сог-ласно инструкции учителя.
Выполняют сог-ласно инструкции учителя.
VII.Рефлексия (подведение итогов урока). - Посмотрите видео ролик о маме и проанализируйте свою работу на уроке (дополнительно).
-Если у вас всё получилось, поднимите звёзды с улыбкой.
-Мне приятно, что в вашем классе ребята с чуткими сердцами.
-Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! И я вам в память о нашем уроке, дарю смайлики с изображением улыбки, которые помогут вам в передвижении по дорогам. Чтобы ваша жизнь была счастливая и радостная. Смотрят видео ролик.
Делают выводы и обоб-щения.
Выбор звёзд Формулируют ответы на воп-росы.
Анализируют свою работу на уроке
IX.Информа-ция о домаш-нем задании -Устройте дома театр, выразительно прочитайте стихотворение маме, оно ей очень понравится, а запомнить его помогут ваши таблицы. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Слушают
инструктаж.