Рабочая программа по музыке по программе В.В.Алеева, Т.И. Науменко 8 класс, ФГОС.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету « Музыка» для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом основного общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Основной образовательной программой общего образования МБОУ Лицей № 25 (5-8 кл.). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: -Искусство. Музыка. 8 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-М: Дрофа. 2015 г -Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия. Т.И.Науменко, В.В. Алеев.- М.: Дрофа, 2015 г. –Рабочая тетрадь учащегося.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых
знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Лицей № 25 на изучение предмета Музыка в 8-х классах отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания предмета -формирование и воспитание у обучающихся высокого эстетического вкуса. –формирование разностороннего , интеллектуального, творческого и духовного развития. –формирование основ художественного мышления.
Предметные, личностные , метапредметные результаты освоения учебного предмета Предметные результаты:
-Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека, - -воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; -проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкальной и творческой деятельности; -рассуждать о специфике музыки;
Личностные результаты: -целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира; -развитое музыкально-эстетическое чувство; -усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; -устойчивые навыки самостоятельной , целенаправленной содержательной музыкально-учебной деятельности;
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся: -анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; -использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; -размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; -оценивать современную культурную и музыкальную жизнь обществ определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -построению жизненных планов во временной перспективе; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
-участвовать в жизни класса, школы, города и др, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности; -применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; -вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;







Содержание учебного курса.
О традиции в музыке (3 часа)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.
Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П. Чайковский стихи Толстого А. «Благословляю вас, леса». Хоровое пение Я. Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.

Мир человеческих чувств (10 часов)
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня .. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.
В поисках истины и красоты (5 часа)
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.
О современности в музыке (8часов)
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии. О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А .Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю. Чичков Россия, Россия
Музыка всегда остаётся (1 час)
Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский. Стихи А. Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.
Заключительный урок –викторина (1 час)
Итоговое тестирование. Урок-викторина

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока
Планируемые результаты.
Дата



предметные
личностные
метапредметные
план
факт

1
Музыка «старая» и «новая»
Знать о роли музыки в жизни человека.
Развитие музыкально-эстетического чувства.
Р: формирование умения формулировать собственное мнение. П: знать о роли музыки в жизни человека. К: умение слушать и слышать мнения других.
04.09


2
Настоящая музыка не бывает «старой»
Знать определение « старой и современной музыки.
Развитие эмоционально-ценностного восприятия музыки.
Р: формулировать собственное мнение и позицию. П:знать о роли музыки в жизни человека. К:Умение слушать и анализировать прослушанное.
11.09


3
Живая сила традиции
Знать о значении традиций в жизни человека.
Формирование духовно-нравственных оснований.
П: размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.
18.09


4
Искусство начинается с мифа
Знать мифы о музыке.
Мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей литературы с музыкой.
Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. П: адекватно воспринимать художественные произведения. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
25.09


5
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»
Знать какие мифы были положены в основу музыкальных произведений.
Раскрытие связей литературы с музыкой.
Р: предвосхищать композиторские решения по созданию образов их развитие и взаимодействию музыкального произведения. П: понимать различные отражения жизни в музыкальных произведениях. К: участвовать в коллективном обсуждении.
01.10


6
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского
Знать особенности языческих верований.
Развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи.
Р: принимать и сохранять учебные цели и задачи. П:понимать различие отражения жизни в жудожественном тексте и музыкальном произведеннии. К: применять полученные знания о музыке .
15.10


7
Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»
Знать информацию о композиторе К. Дебюсси.
Развитие музыкально-эстетического чувства.
Р:прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. П:анализировать собственную учебную деятельность . К: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении прослушанного.
22.10


8
«Благословляю вас, леса»
Знать , что жизнь является источником вдохновения для музыканта .
Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.
П: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. К:принимать различные точки зрения.
29.10


9
Заключительный урок
Знать , что такое романс.
Эмоциональное восприятие содержания музыки.
П: использовать различные источники информации.
05.11


10
Образы радости в музыке
Знать о значении музыки в жизни человека.
Проявление интереса к художественной деятельности.
Р: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.
12.11


11
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
Знать виды искусства.
Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения
П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
26.11


12
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.
Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.
П: размышлять о воздействии музыки на человека ,ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
03.12


13
«Слёзы людские, о слёзы людские»
Уметь применять полученные знания .
Совершенствование художественного вкуса.
П:анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Р:проявлять творческую инициативуи самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
10.12


14
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
Знать основные признаки сонаты.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном , заинтересованном отношении к музыке.
П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.
17.12


15
Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин»
Уметь охарактеризовать тему любви в музыке П.И. Чайковского.
Развитие чувства восприятия, общих музыкальных ценностей.
П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
24.12


16
«В крови горит огонь желанья»
Знать характерные особенности жанра романса.
Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.
К: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. П:использовать различные источники информации.
31.12


17
Трагедия любви в музыке
Уметь размышлять о музыке, музыкальн ом настроении.
Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.
П:сиремиться к самостоятельному общению с искусством о художественному самообразованию. Р:проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
14.01


18
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Знать особенности творчества Л.В.Бетховена.
Уважение к творчеству композиторов- классиков.
П:размышлятьо воздействии музыки на человека.
21.01


19
Мотивы пути и дороги в русском искусстве
Знать основные признаки народной песни.
Формирование ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания русского искусства.
П:стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
28.01


20
Мир духовной музыки
Знать разновидности духовной музыки.
Развитие музыкально-эстетического вкуса.
Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
04.02


21
Колокольный звон на Руси
Знать виды колокольных звонов.
Формирование духовно-нравственного восприятия музыки.
К:взаимодействовать с учителем и одноклассникам в учебной деятельности. Р:оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. К:принимать различные точки зрения.
11.02


22
Рождественская звезда
Знать Рождественские песнопения.
Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.
Р:прогнозировать содержание произведения по его названию. П:анализировать учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.К:сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении произведения.
18.02


23
От Рождества до Крещения
Знать особенности Рождества и праздника Крещения.
Формирование духовно- нрав ственного восприятия музыки.
Р:предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. П:анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. К:принимать различные точки зрения.
03.03


24
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня
Знать разновидности Православной духовной музыки.
Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.
Р:договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. К:научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов, решения различных творческих задач. П:понимать смысл преобразований музыкальных интонаций.
10.03


25
Как мы понимаем современность
Знать современные виды искусств и их характерные особенности.
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки разных стилей и направлений.
П:анализировать собственную деятельность. К:аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и явлений зарубежной музыкальной культуры.
17.03


26
Вечные сюжеты
Знать о роли музыки в жизни человека, понятие искусства.
Уважение к творческим достижения и традициям в музыке.
Р:проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
24.03


27
Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана
Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках.
Уважение к достижениям и творческим традициям в музыке.
П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
31.03


28-29
Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)
Знать определение джазовой и эстрадной музыки, особенности звучания этих направлений.
Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.
К:прнимать различные точки зрения, научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов решения различных творческих задач.
07.04 21.04


30-31
Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)
Знать информацию о музыкантах и композиторах джазового и эстрадного искусства.
Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.
П:использовать различные источники информации. К:высказывать свое мнение.
28.04


32
Лирические страницы советской музыки
Знать особенности периода советской музыки, представителей, композиторов, музыкантов.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.
Р:предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.
05.05


33
Диалог времён в музыке А. Шнитке
Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки.
Находить продуктивное сотрудничество с музыкой разных времен.
П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими.
12.05


34
«Любовь никогда не перестанет»
Уметь размышлять о музыке, применять знания , полученные на музыкальных уроках.
Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.
Р:проявлять творческую инициативу.П:использовать различные источники информации.
19.05


35
Музыка всегда остаётся. Заключительный урок.
Знать о роли музыки в жизни человека.
Эмоциональное восприятие содержания музыки.
К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественных и творческих задач.
26.05



Планируемые результаты
Учащийся научится:
-Наблюдать и аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учётом знаний, полученных в 5, 6, 7 классах);
-понимать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
-выражать навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
Учебно-методическое обеспечение, материально- техническое обеспечение образовательного прцесса.
Печатные пособия. –Комплект портретов композиторов. –Демонстрационный материал.
2.Информационно-коммуникационные средства. –Примеры русской симфонической музыки.
-Примеры зарубежной симфонической музыки.
3.Технические средства обучения:
-компьютер
-мультимедийный проектор
-экран проекционный
-принтер
-музыкальный центр
4. Учебно -практическое оборудование:
-музыкальный инструмент











Заголовок 915