Рабочая программа по экономике 11 класс (профильный уровень)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по экономике для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по экономике (профильный уровень).Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам предмета, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Липсиц И.В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных организаций. – М.: ВИТА - ПРЕСС, 2016. – 272 с.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Сроки реализации программы: 2016 – 2017 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»
В 11 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД (34 ЧАСА)
Тема 1. Что такое фирма и как она действует на рынке (5 часов).
Зачем создаются фирмы. Фирма и ее цели. Виды фирм по российскому законодательству. Прибыль.
Экономические основы деятельности фирмы. Общие издержки. Экономические и бухгалтерские издержки.
Экономические основы деятельности фирмы. Постоянные и переменные издержки. Типы конкуренции. Прибыль.
Условия создания успешного бизнеса. Ошибки, которые губят молодые фирмы. Факторы, обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов. Менеджмент. Маркетинг. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Средние и средние переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
Практикум по теме «Что такое фирма и как она действует на рынке».
Тема 2. Как семьи получают и тратят деньги (5 часов).
Доходы и расходы семей. Семейные доходы. Закон Энгеля. Семейные расходы. Влияние инфляции на семейную экономику. Номинальный и реальный доход семьи.
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Причины, порождающие неравенство доходов. Кривая Лоренца. Социальный трансферт.
Социальная политика государства (социальная поддержка граждан) (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Составление налоговой декларации (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Практикум по теме «Как семьи получают и тратят деньги».
Тема 3. Экономические задачи государства (9 часов).
Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Экономическая свобода. Государство – защитник экономических свобод.
Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Монополизация рынка. Монополия, виды монополий. Экономические функции государства. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция.
Макроэкономические процессы в экономике страны. ВВП. ВНП. Национальный доход. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Экономические циклы. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Инфляция и методы ее подавления. Виды инфляции. Способы борьбы с инфляцией. Дефляция.
Экономическая политика государства. Основные задачи экономической политики современного государства. Инструменты экономической политики государства Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Страхование (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Практикум по теме «Экономические задачи государства».
Тема 4. Государственные финансы (7 часов).
Налоги как источник доходов государства. Налогообложение. Фискальная политика государства. Основы налогообложения. Ставка налога.
Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды (информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»).
Практикум по теме «Государственные финансы».
Тема 5. Экономический рост (2 часа).
Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост.
Экономические проблемы человечества в XXI веке. Децильный коэффициент. Пропасть в уровне благосостояния между богатейшими и беднейшими странами мира. Особенности современной экономики России.
Тема 6. Организация международной торговли (3 часа).
Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Импорт. Экспорт. Принцип абсолютного и относительного преимущества. Протекционизм. Демпинг. Государственная политика в области международной торговли.
Валютный рынок и конвертируемость валют. Валютный (обменный) курс. «Золотой стандарт». Механизм возникновения валютного рынка. Международные финансы. Глобальные экономические проблемы.
Практикум по теме «Организация международной торговли».
Тема 7. Итоговое повторение (3 часа).
Повторение по предмету «Экономика».
Итоговая контрольная работа по предмету «Экономика».
Повторение по предмету «Экономика».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»
В 11 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В 2016 – 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ п/п Наименование раздела Кол-во часов В том числе
теоретические занятия практические занятия контрольные и проверочные работы
1 Что такое фирма и как она действует на рынке. 5 4 1 2 Как семьи получают и тратят деньги. 5 4 1 3 Экономические задачи государства. 9 8 1 4 Государственные финансы. 7 6 1 5 Экономический рост. 2 2 6 Организация международной торговли. 3 2 1 7 Итоговые повторения. 3 2 1
Итого: 34 26 7 1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.
Уметь:
- приводить примеры взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
- описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;
- сравнивать и различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных организаций. – М.: ВИТА - ПРЕСС, 2016. – 272 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»
В 11 КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В 2016 – 2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
№ урока Дата проведения Раздел, тема урока Кол-во часов ФК ГОС Тип урока Вид деятельности учащихся
План. Факт. ЭКОНОМИКА (34 ЧАСА)
Тема 1. Что такое фирма и как она действует на рынке (5 часов).
1 06.09.2016 Зачем создаются фирмы. 1 Виды фирм по российскому законодательству. Прибыль. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Называть виды фирм по российскому законодательству
2 13.09.2016 Экономические основы деятельности фирмы. 1 Общие издержки. Экономические и бухгалтерские издержки. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Различать экономические и бухгалтерские издержки.
3 20.09.2016 Экономические основы деятельности фирмы. 1 Постоянные и переменные издержки. Типы конкуренции. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Классифицировать постоянные и переменные издержки
4 27.09.2016 Условия создания успешного бизнеса. 1 Ошибки, которые губят молодые фирмы. Факторы, обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов. Менеджмент. Маркетинг. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Называть условия создания успешного бизнеса (типичные ошибки; что может обеспечить рост продаж)
5 04.10.2016 Практикум по теме «Что такое фирма и как она действует на рынке». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.
Тема 2. Как семьи получают и тратят деньги (5 часов).
6 11.10.2016 Доходы и расходы семей. 1 Семейные доходы. Закон Энгеля. Семейные расходы. Номинальный и реальный доход семьи. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Составление сметы доходов и расходов семьи
7 18.10.2016 Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. 1 Причины, порождающие неравенство доходов. Кривая Лоренца. Социальный трансферт. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Называть мероприятия, способствующие сокращению неравенства между благосостоянием граждан
8 25.10.2016 Социальная политика государства. 1 Меры, направленные на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Обозначать меры, осуществляемые государством для обеспечения благоприятных условий жизни населения.
9 08.11.2016 Составление налоговой декларации. 1 Особенности составления налоговой декларации. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Особенности составления и сдачи в налоговые органы декларации.
10 15.11.2016 Практикум по теме «Как семьи получают и тратят деньги». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.
Тема 3. Экономические задачи государства (9 часов).
11 22.11.2016 Причины и формы участия государства в регулировании экономики. 1 Экономическая свобода. Государство – защитник экономических свобод. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Приводить примеры регулирования государством экономики
12 29.11.2016 Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. 1 Монополизация рынка. Экономические функции государства. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Классификация экономических функций государства
13 06.12.2016 Макроэкономические процессы в экономике страны. 1 ВВП. ВНП. Национальный доход. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Расчет ВВП, ВНП
14 13.12.2016 Инфляция и методы ее подавления. 1 Виды инфляции. Способы борьбы с инфляцией. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Классификация видов инфляции; «плюсы» и «минусы» инфляции
15 20.12.2016 Экономическая политика государства. 1 Основные задачи экономической политики современного государства. Инструменты экономической политики государства. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Экономический путь современной России (победы и поражения)
16 27.12.2016 Понятие кредитно-денежной политики. 1 Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Называть задачи кредитно-денежной политики.
17 17.01.2017 Страхование. 1 Функции и принципы страхования. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Организация страхования.
18 24.01.2017 Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Характеризовать политику «дорогих» и «дешевых» денег.
19 31.01.2017 Практикум по теме «Экономические задачи государства». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.
Тема 4. Государственные финансы (7 часов).
20 07.02.2017 Налоги как источник доходов государства. 1 Налогообложение. Основы налогообложения. Ставка налога. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Классификация налогов
21 14.02.2017 Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов. 1 Принципы построения налоговой системы РФ. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Характеризовать основные виды налогов.
22 21.02.2017 Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. 1 Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Знать основные положения Федерального закона о федеральном бюджете.
23 28.02.2017 Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов. 1 Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Знать структуру денежных расходов.
24 07.03.2017 Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения. 1 Государственный долг: его возникновение и пути решения. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Индивид.-групп.
25 14.03.2017 Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды. 1 Характеристика региональных и муниципальных бюджетов. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Индивид.-групп.
26 21.03.2017 Практикум по теме «Государственные финансы». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.
Тема 5. Экономический рост (2 часа).
27 04.04.2017 Что такое экономический рост и как можно его ускорить. 1 Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Различие между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом
28 11.04.2017 Экономические проблемы человечества в XXI веке. 1 Децильный коэффициент. Пропасть в уровне благосостояния между богатейшими и беднейшими странами мира. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Сравнение уровня благосостояния различных стран
Тема 6. Организация международной торговли (3 часа).
29 18.04.2017 Международная торговля и ее влияние на экономику страны. 1 Импорт. Экспорт. Принцип абсолютного и относительного преимущества. Протекционизм. Демпинг. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Решение задач на абсолютное и относительное преимущество
30 25.04.2017 Валютный рынок и конвертируемость валют. 1 Валютный (обменный) курс. «Золотой стандарт». Механизм возникновения валютного рынка. Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности Деятельность валютного рынка
31 02.05.2017 Практикум по теме «Организация международной торговли». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.
Тема 7. Итоговое повторение (3 часа).
32 16.05.2017 Повторение по курсу «Экономика». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.
33 23.05.2017 Итоговая контрольная работа по курсу «Экономика». 1 Систематизация и обобщение изученного материала. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Тест
34 30.05.2017 Повторение по курсу «Экономика». 1 Анализ контрольной работы. Урок контроля, коррекции и оценки знаний Индив.-групп.