Классный час Урок милосердия

МКОУ Богатовская средняя школа


Классный час

«Урок милосердия».











Учитель младших классов Якубова Л.Л.






Урок милосердия.
Эпиграф
Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием.
Фома Кемпийский
Цель:
формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Задачи:
1) помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие, одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;
2) способствовать развитию нравственного самопознания; 3) воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью быть может,
Ты где-то, в чём-то победишь,
И верю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!

- Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.
В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.
Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время, по словам известного писателя Даниила Гранина, - о милосердии.
- Как вы понимаете это слово? Приведите примеры проявления милосердия.
(Трагедия в г.Беслане в сентябре 2004 г. показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России и не только её: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.)

3. Рассмотреть примеры милосердия.

1) Анализз притчи «Возвращение блудного сына»
“Притча о блудном сыне”.
“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал:

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного
-Какой нравственный урок даёт эта притча?
(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.
Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему. Помочь одному нуждающемуся важнее, чем многим, которые в этом не нуждаются.)

2) Милосердие вечная тема. Она нашла отражение не только в памятниках письменности, но и на полотнах великих художников.
Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». 
В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат о порог. Возвращение блудного сына  Пишет Рембрандт, кончается срок. Не слышны приглушённые звуки, На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые руки Да лица световое пятно. Не вернуться. Живём по-другому. Не округла, как прежде, земля. Разрушение отчего дома – Как сожжение корабля. Запустение, тьма, паутина, Шорох капель и чаячий крик. И предсмертную пишет картину Одинокий и скорбный старик.
А.Городницкий

- Какой момент запечатлен на картине и какой урок дает Рембрандт своим величайшим произведением?
(Этим произведением Рембрандт дает великий урок любви к человеку, понимания его и прощения. Глубокая человечность и призыв к состраданию, великодушие наполняют картину художника. Прощение очень важно в жизни человека.)

.
Вывод. Помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи. Всем тем, кто обделён вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своём сердце «очерёдность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймём, что это нам не под силу главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь.
4. Составление памятки «Жизненные правила».
Опираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Жизненные правила» (высказывания отображены на экране)
Помнящий добро никогда не сотворит зла.
Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц.
Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. Л.Н.Толстой
Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Милосердие начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Памятка «Жизненные правила»

1) Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2) Умейте видеть достоинства людей, цените их.
3) Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7) Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

5. Чтение стихотворения А.Дементьева «Как важно вовремя успеть»

- Тема милосердия особенно актуальна в наше ожесточенное время. Да, человек может совершить ошибку, сбиться с жизненного пути. Но как важно вовремя успеть протянуть ему руку помощи.

Как важно вовремя успеть Сказать кому–то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –  Ведь всё нарушить может смерть.
Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надёжное подставить! И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас Исполнить чью – то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина Потом терзает души. Всего-то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.
6. Заключительное слово учителя.

- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И знайте, что рядом с вами находятся люди, которые ждут от вас понимания, сочувствия, милосердия.

™ђ Заголовок 315