Инновационная технологи Презентация проекта Формирования грамотности младших школьников на уроках русского языка средствами адаптивной методики


Инновационная технология формирования грамотности младших школьников на уроках русского языка средствами адаптивной методики Автор:учитель начальных классовПанского филиала МБОУ Заворонежской СОШТ.В. Гришина Актуальность Проблема формирования грамотности школьников является основой, фундаментом процесса обучения, «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего развития. ФГОС начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Проблема исследования Поиск новой нестандартной методики, которая создавала бы условия для формирования грамотности обучающихся. Система противоречий:между снижением мотивации школьников к обучению и необходимостью в формировании потребности у каждого члена общества красиво, правильно, точно и свободно говорить и писать на русском языке; между объективной необходимостью социального формирования и развития учащихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и недостаточным уровнем проработанности технологий и методов, нацеленных на формирование грамотности обучающихся. Цель: Отбор приемов и методов, способствующих формированию грамотности младших школьников на уроках русского языка средствами адаптивной методики Задачи: проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;изучить передовой педагогический опыт по теме исследования; разработать критерии определения уровня мотивации учения и самооценки обучающихся и провести диагностику на начало проекта;разработать и апробировать приемы и методы формирования грамотности учащихся средствами адаптивной методики;отобрать и создать дидактические материалы, способствующие формированию грамотности при изучении русского языка;провести диагностику интеллектуального развития обучающихся на выходе из проекта, подвести итоги и сделать выводы;проанализировать результаты исследований. Гипотеза Если организовывать образовательный процесс по русскому языку на основе применения нового подхода к обучению, связанного с «двуполушарным» принципом и построенного на адаптивной методике, то это позволит: повысить качество образования по предмету;развить культуру речевого общения и творческие способности обучающихся;достичь необходимого уровня орфографической и пунктуационной грамотности,воспитать яркую, индивидуальную личность;сохранить здоровье детей. Ожидаемые результаты динамический рост психолого-педагогических показателей;повышение мотивации учения и уровня качества знаний;расширение кругозора, интеллектуального развития и творческих способностей обучающихся ;увеличение словарного запаса; повышение уровня грамотности;овладение учащимися активной, монологической произвольной речью ;динамика качества выполнения письменных работ. Сроки реализации проекта /1год/ Подготовительный этап (сентябрь 2012):Актуализация темы, определение цели и задач проекта. Изучение методической литературы.Работа с информационными ресурсами, создание методической базы проекта.Входная диагностика.Практический этап(октябрь 2012- апрель 2013):Практическая реализация методических разработок по теме проекта.Использование методов формирования грамотности средствами адаптивной методики. Организация участия детей в конкурсах и олимпиадах разного уровня..Внеклассные мероприятия, в т.ч. с привлечением родителей.Проведение ученической конференции.Заключительный этап (май 2013)Проведение итоговой диагностики.Распространение опыта через публикации и выступления. Участники проекта Психодиагностика на уроках русского языка Развитие орфографической интуиции Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов Развитие орфографической зоркости Пути реализации проекта Развитие речи учащихся Развитие орфографической зоркости Каждое правило индивидуализировано. Для каждого из них существует свой способ представления, своя форма выражения орфографического смысла. И очень часто это не одна форма, а сразу несколько: сюжет, стихи, схема, картинка. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов Находкой для запоминаниясловарных слов стала ассоциативнаяметодика усвоения информации,разработанная Василием Агафоновым.Его замечательные стихи и сказки сталиосновой словарной работы. Берёза так была бела,Что буква "Е" из слова "белый"К ней незаметно перешлаИ уходить не захотела.                   (В. Агафонов) Развитие орфографической интуиции Орчик подсказывает только в самое первое мгновение. То, что мы можем услышать потом,- уже не его голос: ОРЧ никогда не меняет своего мнения.Лучше представлять себе печатный образ слова, а не письменный.Хорошо представлять образ слова не как сочетание букв, а как картинку в книжке. Воплощение орфографического чутья - Орчик.Это персонаж, образ, орфографический психолог, забавное, зелёное – презелёное существо с добрыми, лукавыми глазами и длинным носом. Развитие речи обучающихся развитие творческого воображения и фантазии;использование метода аналогии;постоянная работа со зрительными образами;огромное внимание к деталям;прием перевоплощения. Психодиагностика на уроках русского языка Орфографическое чутье Память ребенка Знание правил и умение их применять Кружок ДО «Орчик» Мероприятия ВикториныКонкурсы чтецовИнсценировкиОлимпиадыТворческие конкурсыСоздание рукописных книжек- малюток Создание стенгазетУченическая конференция Посещаемость Работа с родителями родительский лекторий;сотрудничество при подготовке и проведении викторин, конкурсов, создании защиты проектов;анкетирование;индивидуальные консультации;привлечение родителей к организации экскурсий. Результаты анкетирования Мониторинговое исследование интеллектуального развития учащихся 4 класса Вывод: При мониторинговом исследовании интеллектуального развития высокий уровень развития показали 30%обучающихся, средний уровень – 60%, низкий уровень – 10%. Динамика уровня сформированности коммуникативной компетентности Диагностика мотивации учения Результаты деятельности учащихся: создание банка стихотворений, загадок, сказок об «упрямых» словах;творческие выступления на уроках, родительских собраниях;участие в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня;создание рукописных книжек – малюток;презентации детских проектов. Участие младших школьников в олимпиадах, конкурсах разного уровня Год Название конкурса Уровень Количество участников % Результат 2012 «Русский медвежонок» всероссийский 25 3 место в районе «Человек и природа» всероссийский 62,5 1, 2, 3 места по школе «КИТ» всероссийский 37,5 3 место в районе 2013 «Русский медвежонок» всероссийский 62,5 3 место в регионе «КИТ» всероссийский 37,5 1, 3 места в районе «Инфознайка» международный 25 1- 3 места в районе «Кенгуру» международный 50 3 место в регионе «Человек и природа» всероссийский 62,5 2 -3 места в регионе Вывод: Гипотеза подтвердилась: в результате системного использования на уроках русского языка адаптивной методики О.Л.Соболевой, основанной на «двуполушарном» подходе к обучению, создались оптимальные условия для формирования орфографической грамотности детей, повышения мотивации учения и уровня качества знаний обучающихся, развития речи школьников, их интеллектуальных и творческих способностей. Распространение опыта А так же публикации на сайтах:рф/http://методкабинет.рф/index.php/grishina.htmlhttp://socobraz.ru/index.php/http://openclass.ru/ node/283282http://nsportal.ru/node/720445 Учимся, играя Учиться легко, как летать во сне Перспективы деятельности дальнейшее эффективное применение инновационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста;выступление на районных методических объединениях;размещение творческих работ обучающихся на школьном сайте;обобщение опыта работы по данной проблеме на областном уровне. Информационные ресурсы: 1. http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт – Федерального государственного образовательного стандарта.2. Агафонов В.В. О приемах запоминания и усвоения информации. М: Издательство «Ювента», 2006 г.3. Караваева А.И. Когда правила совсем не мешают. Школьный психолог № 24, 2009 г.4. С.А.Кравцова, Е.Ф.Попова «Методы и формы работы со словами из словаря в начальной школе», Тамбов 20095. Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. «Начальная школа», №5, 2005. 6. Соболева О.Л. О любви… к орфографическим правилам.«Школьный психолог» № 27, 2008 г.7. Соболева О.Л. Ассоциативный алгоритм. «Школьный психолог» № 35, 2010 .8. http://metodika.ru Соболева О.Л. «Мы смотрим в окно»9. festival@september.ru Серенькова Н.В. «Развитие речи младших школьников»10. www.Referatik.Ru «Исследование уровня мотивации младших школьников».11.http://pervoklassnik.resobr.ru Журнал «Управление начальной школой». Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.12. http://pedsovet.org/forum/member19532.html - Педсовет- форум Спасибо за внимание