Моя педагогическая философия Учитель


Учитель, отзовись в учениках!
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хорошим учителем. Если учитель
имеет любовь только к ученику, как отец,
как мать, он будет лучше учителя, который
прочёл все книги, но не имеет любви ни к
делу, ни к ученикам. Если учитель
соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н.Толстой.
Все мы родом из детства. Вы пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный. Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого – свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом. Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звёздное небо, каждый задавал себе вопрос: «Кто я?», «Откуда пришёл и куда иду?», «Зачем я в этом мире?», «Кем в нём состоюсь: рабочим или учёным, артистом или крупным руководителем, просто честным человеком?». В начале жизненного пути всегда будет стоять учитель…
Учитель! Подлинное чувство уважения и гордости вызывает эта профессия, весомая, полная скрытого достоинства.
Педагог только внешне похож на других людей, но устроен он совсем по-другому. Если верить У.Шекспиру, род занятий педагога – «…быть самим собой, верно служить тому, кто ему доверится, любить того, кто честен, знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит… драться, когда нет другого выхода». А это значит, учительство сродни искусству – доброго слова, живого общения, мудрого научения, воспитания свободного и счастливого гражданина своей страны. Где искусство – там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение…
Сколько для этого нужно знать! Следовательно, учительство – это ещё и наука, по мнению В.А. Сухомлинского, наука человековедения, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир ребёнка.
Педагогическая деятельность будто мозаика, где образ складывается из кусочков, его нужно подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая, ведущая учителя от ремесла к мастерству.
Вспоминая свой первый урок: синие, зелёные, карие, чёрные глазки, устремлённые на меня, сливаются в одно радужное соцветие жизни. В тот миг мне казалось, что ничего в мире больше нет, кроме этих умных, внимательных, искренних глаз. А в них вопрос: «Какой ты, наш новый учитель?». Сегодня за плечами у меня – уже какой-то педагогический стаж, сложившихся педагогические аксиомы. Они просты: передавать ученикам свои чувства и мысли; недостаточно, что маленький человек совершил добрый поступок, для меня важно, что он при этом чувствует, искренне ли радуется или просто хочет, чтобы его заметили и ждёт похвалы; прежде всего – забота о духовном и телесном здоровье ребёнка, чтобы ребёнок любил учиться, надо сделать учение весёлым и радостным; если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость. Конечно, путь познания труден и тернист, на нём нужны, по словам замечательного педагога В.Ф.Шаталова, постоянные «состояние успеха», преодолимые задачи, готовность прилагать усилия.
Талантливых учеников воспитывают талантливые учителя. Только добрый и благородный может увлечь и повести в мир прекрасного. Учу и воспитываю через призму того, что лучше всего получается. Постоянно пробую, размышляю, и этот процесс бесконечен.
Сегодня особенно трудно: мы преодолеваем политический, экономический и духовный кризисы, больно ударившие по системе образования, когда наблюдается низкая востребованноть знаний, а подлинные ценности подменяются ложными.
Лик России для меня – это лицо ребёнка. В нём всё: чистота, надежда, вера, мечта, тревога, страх, укор. И здесь на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, поговорить по душам – просто оказаться рядом, как подпорка молодому деревцу. Ибо высшая ценность на земле – это дети. То, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем человека, то для кого эти дом и дерево? Учитель провозглашает прекрасную личность высшей целью своих усилий, он гармонию воспитания духовного человека возносит на пьедестал. Потомки оценят. Человечество прочтет послания учителей в будущее и станет размышлять над ними.