Статья — размышление на тему: Моя педагогическая философия



Моя педагогическая философия
Седова Ирина Анатольевна – учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 г.Ворсма Павловского района Нижегородской области

Время – гений.

Время – гений, как сказал поэт,
Время нашей скорбной жизни гений.
Время вспять не повернуть нам, нет.
Признаем мы это, к сожалению

В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» мальчик Кай должен был собрать из кусочков льда слово «вечность». И вот уже осталось несколько осколков, но .. Пришла девочка Герда и своими слезами растопила лед в сердце брата. Слово «вечность» осталось не собранным. Я всегда думала, а если бы Герда опоздала на несколько мгновений, то, что было бы дальше? Пытливый ум ребенка не хотел мириться с таким финалом. Но сейчас, повзрослев, я понимаю интригу автора. Он заставил задуматься многих читателей о том, а что бы произошло, если бы слово было сложено? Слово вечность созвучно со словом время.
Мое философское отношение к жизни, работе, поступкам других родилось не сразу. Были боль утрат, разочарования, разбитые надежды И слова мамы: «Время лечит». Я сейчас понимаю, что время не только лечит, время правит миром. Сравнивая себя школьницу – непокорную, сомневающуюся, никогда не бывшую примером для подражания, с той, которая работала несколько лет в школе старшей пионерской вожатой, когда горела и я, и мои пионеры, сравнивая с собой теперешней – повзрослевшей, накопившей жизненный опыт, я понимаю – время меня испытало, изменило, дало мудрость жизни. Самое главное, что я поняла – я хочу быть чуточку лучше других, созидать, а не разрушать, оберегая тонкую детскую психику. Со временем я живу в ладу.
Вот пришли ко мне малыши – 5 класс. Какая у них философия? Самое главное для них - чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ. Ну и я по мере возможности стараюсь не дать угаснуть этому огоньку.
Дальше – больше – появляется стремление к ПОЛЬЗЕ. Все в жизни должно приносить какую – нибудь пользу – и я, как добрая фея помогаю разобраться в пользе материальной и духовной, что преходяще, а что вечно.
Приходит и стремление к ДОБРОТЕ. Какая разная у детей доброта! Мне поставили «отлично», а учитель одну ошибочку не заметил. Он добрый. А вот эта учительница все заметила, поставила «два». Она злая! Разбираемся в понятиях «добрый» и «добренький». Как «быть» и «казаться».
Время неумолимо мчит вперед и вот у повзрослевших детей появляется стремление к КРАСОТЕ. Это нельзя даже объяснить словами. «Катьку все мальчишки любят, ведь она красивая!» - и море слез, обид. Моя задача, выявить в каждом свою изюминку, показать разницу красоты внешней и внутренней, подбодрить, утешить и колесо времени мчит нас дальше.
С возрастом все чаще дети задумываются о СВОБОДЕ, Как же можно жить, во всем подчиняясь родителям? Ведь я свободен, я имею права! Приходится объяснять, что не только права, но и обязанности существуют в мире. И с родителями можно договориться, найти «золотую середину» в отношениях. В старших классах появляется стремление к ГОСПОДСТВУ. Я – сильнее, умнее, лучше, богаче, значит я прав. А остальные должны мне подчиняться! Как нужно тонко подойти, не обидеть, не унизить, но и дать понять, что на всякую силу найдется другая сила, а создать взаимоотношения на угрозах, приведет к их недолговечности.
Как достучаться до каждого ребенка? Каким образом прививать эти ценности, складывать кусочки мозаики? А в этом и есть мой педагогический инструментарий. Применение новых технологий, форм, методов обучения.
Ведь я по натуре экспериментатор. Сколько методов, приемов, технологий я разработала с ними. « В начале было слово!» Да, я согласна на 100 %. Речь учителя может волновать, вызывать протест, желание спорить, доказывать свое мнение, но не оставлять равнодушными. Мои методы просты и доступны, я не даю готовых ответов. Хочу научить ребят думать, аргументировать, вступать в диалог.
И вот, наконец, стремление к ИСТИНЕ. Именно в истине формируются те нравственные качества, которые я закладываю в детей в течение моей педагогической деятельности. Как найти истину? У каждого своя истина? А в чем истинное предназначение человека? Когда мои ученики задают себе и мне эти вопросы, я горжусь ими. Я спокойна. Время подскажет им, где истина, где ложь, как в ней разобраться и найти свою дорогу. Я посеяла зерно сомнения, указала дорогу, а пойти по дороге должен каждый самостоятельно.
Дни казалось медленно идут,
Расставанья мы совсем не ждали,
Мы любили, верили, мечтали
Но у времени характер крут
И вот приходит миг расставанья - 11 класс. Взрослые, разумные, желающие развиваться дальше дети. Я достигла цели – стремление к самосовершенствованию есть! Ура! Мозаика сложилась! Перефразируя Ф.М.Достоевского, я скажу: «Истина спасет мир».
Именно мозаика возникает предо мной, когда я размышляю о философии учителя. Моя цель – чтобы у каждого ребенка сложилась своя, уникальная мозаика. А я ему должна помочь, из каких кусочков ее нужно собрать, а какие отбросить за ненужностью. Как уловить – у кого собралась мозаика, у кого нет? Урок прошел, а где его результат? Мне хотелось бы, чтобы мои ученики усвоили фундаментальные ценности, свойственные любой эпохе. Время формирует личность, а моя задача, помочь найти тропинку Добра которая ведет к пониманию и принятию СПРАВЕДЛИВОСТИ, КРАСОТЕ, СВОБОДЕ, ГОСПОДСТВУ, ПОЛЬЗЕ и к ИСТИНЕ!
Пока звучит музыка времени, пока как педагог я чувствую себя востребованной, пока мое сердце бьется в унисон с ребячьими сердцами – я хочу творить. Но бывают мгновения, когда все валится из рук, класс не постигает мою философию. Но это все временно. Все преходяще. Завтра все будет по - другому. Ведь время – гений!








13PAGE 15


13PAGE 14115




15