Конспект урока Свеча горела на столе… по творчеству Б. Пастернака

Тема урока: Свеча горела на столе
Цель урока:
1.Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б.Л. Пастернака.
2.Сформировать представление о художественных особенностях лирики Б.Л.Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях.
3.Показать на примере творчества поэта, как сливаются воедино душа человека и стихия мира.
Задачи:
Образовательная: формирование умения устанавливать связь между изучаемым произведением и ранее изученным материалом, вырабатывать навыки анализа лирического стихотворения, ориентироваться в средствах художественной выразительности.
Развивающая: уметь выражать собственную позицию и выявлять авторскую, способствовать развитию читательской культуры, развивать навыки мыслительных операций, способствовать развитию творческих навыков, памяти, внимания, выразительного чтения.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, природе, уважения к другому мнению, привитие интереса к поэтическому творчеству

Методические приемы: частично- поисковый; словесные (рассказ учителя с элементами беседы), аналитический (анализ стихотворений), метод самостоятельной познавательной деятельности при подготовке домашнего задания, групповая работа и работа в парах.

Форма организации учащихся: коллективная и индивидуальная, в парах, устная и письменная.
Форма организации работы учителя: изложение нового материала, аналитическая беседа.
Мультимедийная составляющая урока:
презентация PowerPoint «Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака»;
видеофильм «Пастернак читает свои стихи»;
видеоклип песни на стихи Б.Л.Пастернака «Мело, мело»
Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.
Наглядность и оборудование:
Портрет Б.Л.Пастернака.
Учебник «Литература.11класс»
Сборники стихотворений поэта.
Раздаточный материал (Приложения 1,2).

Эпиграф
Жить и сгорать у всех в обычае,  Но жизнь тогда лишь обессмертишь,  Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь. 
Б.Л.Пастернак

Словарная работа:
Суть - самое главное и существенное в чем-нибудь.
Звукопись-совокупность приемов усиления звуковой выразительности художественной речи.
Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения.

Методические приемы: частично- поисковый; словесные (рассказ учителя с элементами беседы), аналитический (анализ стихотворений) , метод самостоятельной познавательной деятельности при подготовке домашнего задания, групповая работа и работа в парах.

Виды деятельности учащихся:
Рецептивная – полноценное восприятие чтения стихотворений учащимися или учителем; просмотр презентации.; видеофильма и видеоролика.
Репродуктивная – слушание рассказа учителя и сообщений учащихся по биографии Б.Л.Пастернака, запись тезисов о жизни и творчестве поэта.
3.Продуктивная, творческая – реализация выполнения индивидуального
дифференцированного домашнего задания (сообщение по биографии
Б.Л.Пастернака, выразительное чтение стихотворений наизусть); участие в коллективном диалоге; творческая работа (письменное выполнение задания по алгоритму с последующей выборочной коллективной проверкой); осуществление рефлексии.
Оборудование: раздаточный материал (Приложения 1,2).
Поисковая - самостоятельный поиск устного ответа на проблемный вопрос.
Исследовательская - групповая работа (анализ текста при консультативной помощи учителя); самостоятельная работа (письменное выполнение задания по алгоритму с последующей взаимопроверкой).

































Ход урока:
I. Актуализация известных знаний. (Учащимся заранее было предложено задание: самостоятельное знакомство с основными моментами биографии Б.Л.Пастернака; заучивание стихотворения наизусть)
II. Обобщение и систематизация знаний. (Слово учителя с элементами беседы).

Жить и сгорать у всех в обычае,  Но жизнь тогда лишь обессмертишь,  Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь. 


Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию. Все творчество поэта- это единство человеческой души и стихии мира. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке
-Как вы думаете, какова наша цель?
Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака.
Сформировать представление о художественных особенностях лирики Б. Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях. 
Узнать, как взаимосвязаны судьба и поэзия Пастернака. Как человек и мир вокруг него сливаются воедино
Учитель:
Борис Леонидович Пастернак Его удивительные стихи, словно вобравшие в себя одновременно выразительную силу поэтического слова, музыки и живописи озарили солнечным светом тяжелый трагический русской 20 век.
Романтическая и трагическая муза Пастернака непроста для восприятия, ей нужен читатель талантливый и неравнодушный. Мы сегодня попытаемся стать именно такими.

Перед вами листы А4, на которых вы будете работать в течение урока.
-Расскажите, как детство поэта отразилось на его судьбе? ( Ответ учащегося, сопровождающийся презентацией)
Б.Пастернак родился в 29 января 1890 года в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович, - известный художник, академик живописи, создатель классических иллюстраций к роману Л.Н.Толстого «Воскресенье». Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, - замечательная пианистка.

Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. Поэт признается: «Искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме».

В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.
Чтение стихотворения учащимся стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути».
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.
Достигнутого торжества Игра и мука Натянутая тетива Тугого лука.
Фольварк- помещичья хозяйство, небольшая усадьба

Вся жизнь Бориса Леонидовича Пастернака - это роман с собственной душой, отраженной в стихах. Приблизимся и мы к его загадке.
1913г. – включается в работу группы поэтов под названием «Лирика». Идеал поэта на всю жизнь – А.Блок и В.Маяковский: «Я был без ума от Маяковского, я его боготворил»
Учитель:
Тема поэта и поэзии – извечная тема лирики.
Вспомните определение предназначения поэта и поэзии у
Пушкина – глаголом жги сердца людей
Некрасова – поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан
Маяковского – светить всегда, светить везде до дней последних донца, светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца.

Что же поэзия для Пастернака?

«Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок»,- так писал об этом Пастернак в стихотворении «Определение поэзии»
Тема
Стихотворение
Сущность

Тема поэта и поэзии
«Во всем мне хочется дойти до самой сути»
«Определение поэзии»
«Февраль. Достать чернил и плакать»


Философская лирика
«Февраль. Достать чернил и плакать»


Тема природы
«Когда разгуляется»
«Ненастье»
«Никого не будет в доме»


Тема любви
«Любить иных – тяжелый крест»
«Зимняя ночь»(«Мело, мело по всей земле»)


Война
«Страшная сказка»


Тема духовного перерождения человека
«Нобелевская премия»



1задание
Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания ЕГЭ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
1. Это - круто налившийся свист,
2. Это - щелканье сдавленных льдинок.
3.Это - ночь, леденящая лист,
4.Это - двух соловьев поединок.

5.Это - сладкий заглохший горох,
6.Это - слезы вселенной в лопатках,
7.Это - с пультов и с флейт - Figaro
8.Низвергается градом на грядку.

9.Всё, что ночи так важно сыскать
10.На глубоких купаленных доньях,
11.И звезду донести до садка
12.На трепещущих мокрых ладонях.

13.Площе досок в воде - духота.
14.Небосвод завалился ольхою,
15.Этим звездам к лицу б хохотать,
16.Ан вселенная - место глухое.
Задание:
Пастернак внес свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества. Пытаясь дать определение поэзии в стихотворении «Определение поэзии», лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Для воссоздания более точных образов природы автор использует одно из фонетических средств организации стиха - ____________ (строки 1-4: « налившийся», «щелканье сдавленных льдинок», « леденящая лист», «двух соловьев поединок») и троп, заключающий в себе отличительную особенность поэтического языка автора, - ___________ («щелканье льдинок» во 2 строке, «слезы вселенной» в 6 строке, «соловьев поединок» в 4 строке).  Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира.  С этой целью в стихотворении, в строках 1 - 7, используются одновременно стилистический прием __________ и синтаксическое средство выразительности, фигура речи ____________.
Ответ: __________________
Список терминов:
1. Аллитерация
2. Лексический повтор
3. Анафора
4. Парцелляция
5. Метафора
6. Параллелизм
7. Контекстные антонимы
8. Олицетворения
9. Односоставные предложении

Ответ: 1 вариант: 1,5,3,6

Первая книга стихов «Близнец в тучах» вышла в 1913 году.
Слайд 7
Учитель:
Позже Пастернак признавался, что «часто жалел» о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этого сборника «Февраль. Достать чернил и плакать» он в дальнейшем часто открывал свои сборники. Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и о творчестве.

Ученик читает стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Обратить внимание на рисунок

- Попробуем разобраться, как в этом стихотворении показано единство жизни природы и жизни человека
Учитель: Как бы вы определили тему стихотворения?
Предполагаемый ответ: Тема весенней природы и тема творчества.
Учитель: Как они взаимодействуют друг с другом?
Предполагаемый ответ: Именно весна становиться причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.
( Комментарий учителя: Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, начала творчества. Причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.)
Учитель: Что в стихотворении становится средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины – и чернила (символ поэтического вдохновения)?
Предполагаемый ответ: Этим средством становится черный цвет: черные проталины, черные грачи и чернила. Черный у Пастернака лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой.
Учитель: Какие ещё детали подчеркивают ощущение праздника?
Предполагаемый ответ: Атмосферу весеннего пробуждения создают и «благовест» – колокольный звон, и «клик» - победный возглас колёс.
Учитель: Как очерчивает поэт присутствие в стихотворении лирического героя?
Предполагаемый ответ: О лирическом герое рассказывают глаголы: достать, писать, перенестись. Глаголы, относящиеся к лирическому герою, стоят в инфинитиве. Эта форма имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы.
Тема общих сдвигов найдет развитие в основной части стихотворения, которая является призывом поэта перенестись в мир весны, вдохновения, светлых идеалов.
(Комментарий учителя: Поэт бросается навстречу природе, её стихии. Он пассивно отдаётся своим впечатлениям, отливающимся в стихи. И чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, тем ближе оказывается процесс стихотворчества к природным процессам.)
Учитель: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
Предполагаемый ответ: И чeм случaйнeй, тeм вepнee
                                         Слaгaются стиxи нaвзpыд.
Учитель: О февральской оттепели не взахлеб, а навзрыд. Поэтом найдено слово, наиболее сильно выражающее всплеск чувств. Сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи Пастернака, часто кажутся произвольными, даже непонятными.
 Учитель: Какие из выразительных средств  стихотворения поразили ваше воображение?
Предполагаемый ответ: Сравнение «грачи, как обугленные груши»,
метафоры: «клик колес», «сухая грусть на дно очей», «грохочущая слякоть весною чёрною горит».
Следует отметить аллитерацию, используемую поэтом, чтобы передать стук колес по мостовой, чавканье весенней слякоти под ногами.
Учитель: Именно такие необычные, сымпровизированные образы гораздо ярче и точнее обычных, легко понимаемых образов, в них-то и проявляется в полной мере авторская индивидуальность. Учёный, исследователь творчества Пастернака, А. Синявский назвал его поэтический метод «метафорической скорописью действительности». Одна из отличительных черт художественной системы Пастернака – метафорическая насыщенность.
Это стихотворение относится к ранней лирике Пастернака. Написанный в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф. Степуна. Поэтому этот стих следует воспринимать через символистскую эстетику.
Тема. Изображение природы, борьбы зимы и весны, а через природу изображение движения человеческой души, ее тяги к переменам в жизни, к духовному.
Характерными для творчества поэта являются звукопись и цветопись.

Выберите краски, изобразите восприятие через цвет.

В данном стихотворении замечаем единство цветового решения: «чернила», «черная весна», «проталины чернеют».
Несмотря на черный колорит, создается впечатление яркости, блеска, бликов. Этому способствует и звукопись- аллитерация громких Р и подчеркивающих его шипящих.
Композицию стихотворения логически завершает концовка, в которой звучит идея творчества.
В душе лирического героя осуществляется рождение поэта. А сам автор стремится к тому, чтобы произошло новое духовное рождение мира и всего человечества 2 вариант
Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания ЕГЭ.
***
1.Февраль. Достать чернил и плакать!
2.Писать о феврале навзрыд,
3.Пока грохочущая слякоть
4.Весною черною горит.

5.Достать пролетку. За шесть гривен,
6.Чрез благовест, чрез клик колес,
7.Перенестись туда, где ливень
8.Еще шумней чернил и слез.

9.Где, как обугленные груши,
10С деревьев тысячи грачей
11.Сорвутся в лужи и обрушат
12.Сухую грусть на дно очей.

13.Под ней проталины чернеют,
14.И ветер криками изрыт,
15.И чем случайней, тем вернее
16.Слагаются стихи навзрыд.
Задание:
Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни Пастернака. Так, в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать» творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы, о чем говорит активное использование поэтом такого тропа, как ____________ («слякоть горит» в строках 3-4, «тысячи грачей сорвутся и обрушат» в строках 10-12, «ветер изрыт» в строке 14).Подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим -_______________ (например, в строке 15: «и чем случайней, тем вернее»). Расставить акценты и сконцентрировать внимание читателя на центральных образах стихотворения позволяет ______________ («навзрыд» в строках 2 и 16, «чернила» в строках 1 и 8), а также синтаксический прием __________ в 1-2 строках и 5 строке.
Ответ: __________________
Список терминов:
1. Аллитерация
2. Лексический повтор
3. Анафора
4. Парцелляция
5. Метафора
6. Параллелизм
7. Контекстные антонимы
8. Олицетворения
9. Односоставные предложения
Ответы: 2вариант: 8,7,2,4
Учитель:
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества.
Вышедший в 1922 году сборник стихотворений «Сестра моя жизнь»получил широкую известность.
Уже в этих стихах появился особый характер образа природы в поэзии Пастернака. Это не обычные пейзажные зарисовки. На первый взгляд, он говорит о том же, что и все поэты, о веснах и зимах, о рассветах и закатах. Но эти стихи не о жизни природы, а о природе самой жизни. Жизнь как мощная всеобъемлющая стихия вот подлинное содержание лирики Б. Пастернака. Она предмет постоянного удивления и восхищения, и потому так поражают поэта самые обыденные явления:
Портрет.
Учитель:
Природа в поэзии Б. Пастернака не объект описания, а главный герой и двигатель событий. Природа чувствует и мыслит, совершает поступки, обладает характером и психологией. Мы часто говорим: «дождь идет». А у Б. Пастернака читаем: «Скорей со сна, чем с крыш, скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей». 
У Б. Пастернака природа действительно живет своей жизнью, у нее есть свои симпатии и развлечения: тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс.


Работа в парах
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
Вариант 1.

Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.

1)  Большое озеро как блюдо.
За ним – скопленье облаков,  Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников. ( «Когда разгуляется»)
2)  Дождь дороги заболотил, Ветер режет их стекло. Он платок срывает с вётел И стрижёт их наголо. («Ненастье»)
3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Никого не будет в доме»)

Работа в парах.
Вариант 2.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
1)Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших и сердце не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. («Не волнуйся, не плачь, не труди» )
2)Мчались звёзды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слёзы высыхали. Были тёмны спальни. Мчались мысли, И прислушивался сфинкс к Сахаре. (« Мчались звезды. В море мылись мысы.» ).
3) И правдой входит в наш мирок Миров разноголосица.  И рифма - не вторенье строк,  А гардеробный номерок(«Красавица моя, вся стать)
Работа в парах.
Вариант 1.

Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.

1)  Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,  Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников. ( «Когда разгуляется») (Эпитет)
2)  Дождь дороги заболотил, Ветер режет их стекло. Он платок срывает с вётел И стрижёт их наголо. («Ненастье») (Метафора)
3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной(Олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Никого не будет в доме») (Анафора, синтаксический параллелизм)
Работа в парах.
Вариант 2.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
1)Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие) Сил иссякших и сердце не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. («Не волнуйся, не плачь, не труди»)(Сравнение)
2)Мчались звёзды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слёзы высыхали. Были тёмны спальни. Мчались мысли, И прислушивался сфинкс к Сахаре. (« Мчались звезды. В море мылись мысы.» ). (Инверсия, метафора).
3) И правдой входит в наш мирок («Входит разноголосица» - олицетворение) Миров разноголосица. (Метафора) И рифма - не вторенье строк, (Индивидуально-авторское слово) А гардеробный номерок( Антитеза)

-Какие художественные средства использует автор в представленных стихотворениях? (Ответы учащихся)
Вывод учащихся
При помощи средств художественной выразительности Борис Леонидович Пастернак создаёт мир своего художественного произведения. В результате читатель может ярко представить и пейзаж, изображённый в произведении, и его героев. При помощи средств художественной выразительности создается единство человеческой души и стихии мира.
Все, кто знал Пастернака, вспоминают его облик, смуглое, с огромными лучистыми глазами, лицо; его открытость и доброта, пылкость и впечатлительность необычайно выделяли его, сразу являя поэта.
Помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, раскатистые, протяжные гласные.

Послушаем стихотворение «Ветер» в исполнении автора. Аудиозапись.
Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.
-Что удивляет в этом стихотворении? (в нем нет слова «любовь»)
-Какова связь между природой и человеком? (человек и природа едины)
-В чем метафорична антитеза «смерть-жизнь»?(здесь противопоставление душевной опустошенности и духовной активности)
-А где же здесь метафора? ( Все стихотворение- это одна большая метафора: Лес и дача – море и парусник- человеческая жизнь)
Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева и тысячи имён Любовь многогранна,  ярка, неповторима.
 
      И если Пушкин говорил:
                   «Я Вас любил так искренне, так нежно,
                    Как дай вам бог любимой быть другим», 
то у Маяковского:
« Пришла, взяла сердце
И пошла играть, как девочка мячиком»
 
Совсем по-иному у Сергея Есенина:
 
                       «Заметался пожар голубой,
                       Позабылись родимые дали,
                      В первый раз я запел про любовь,
                      Первый раз отрекаюсь скандалить»
 
Любовь Анна Ахматова представляла такой:
 
             « То змейкой, свернувшись клубком
             У самого сердца колдует,
То целые дни голубком  на белом окошке воркует,
 То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя
 Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя»  

1932 год - период создания книги стихов «Второе рождение». Это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной любви к Зинаиде Николаевне Нейгауз, второй жене поэта.
Когда вспыхнуло это чувство, Пастернак был женат. Муж Зинаиды Николаевны- известный пианист Генрих Нейгауз, с которым Пастернака связывала многолетняя дружба. Не умея скрывать свои чувства, тем более лгать, Борис Леонидович признался во всём Генриху Нейгаузу и своей первой жене.
Из воспоминаний Зинаиды Николаевны Пастернак:
“Боря терпеть не мог отдыха и придерживался очень строгого режима. Ежедневно купался в холодной воде, страшно меня этим пугал. У нас были все удобства: ванная, горячая вода, а он ежедневно мыл голову под колонкой во дворе, даже в 30-ти градусный мороз. Я протестовала, но это не помогало. На голове образовывались сосульки, и от этих сосулек шел пар”
Из письма Бориса Леонидовича к Зинаиде Николаевне:
“Ты постоянно оказываешься совершеннее того большего, что я думаю о тебе, что мне становится печально и страшно. Я начинаю думать, что счастье, которое кружит и меня, предельно для меня, но для тебя еще не окончательно полно. Что не охватываю тебя, что как ни смертельно хороша ты в моем обожании, в действительности ты еще лучше. Счастье даешь и будешь давать ты мне, не тебе не дать”.
Именно Зинаиде Нейгауз посвящено одно из лучших стихотворений любовной лирики 20в. – «Любить иных – тяжёлый крест»

Чтение учеником стихотворения наизусть.
Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это - небольшая хитрость.

-Как же складывалась жизнь Пастернака в тяжелые 30-40 годы? 30-е вызывали тревогу, овладевавшую умами наиболее проницательных современников.
После гибели певца дворянской чести Н. Гумилева,
гибели С. Есенина и В. Маяковского,
после I съезда советских писателей с «блестящими речами», призванными перед лицом всего человечества заглушать стоны голодных деревень в России и на Украине, Пастернак предпочитал не витийствовать на публичных сборищах. У Пастернака был свой путь. Он круто уводил его от «праздно болтающих», обрекал на трудные раздумья в одиночестве. «Именно в 36-ом, - вспоминал Пастернак, - когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть как её предчувствие в 1940 году».


В 1935 году пишет письмо Сталину, прося за мужа Ахматовой и её сына Льва. Открыто сочувствует всем знакомым, близким и друзьям, кого коснулись аресты.
Сам Пастернак старался всю свою непростую и нелёгкую судьбу нести с достоинством, без жалоб и упрёков на собственные невзгоды, помогая другим и заботясь о тех, кого он любил и уважал. Своё жизненное кредо поэт выразил в словах: «Я не рождён, чтобы три раза смотреть по-разному в глаза».
В 1936г. – открыто заявил о своём несогласии с директивными статьями газеты «Правда». Летом 1937 года Пастернак отказался поставить свою подпись под требованием расстрела Тухачевского. Его жена Зинаида Николаевна, которая ждала в это время ребёнка, бросилась ему в ноги, умоляя подчинится обстоятельствам. Но Пастернак был непреклонен. 15 июля вышла «Литературная газета», где под письмом писательской общественности «Не дадим житья врагам Советского Союза» в числе других стояла и подпись Пастернака. Поэт немедленно поехал в издательство требовать печатного опровержения: «Мне никто не давал права решать вопросы жизни и смерти», - говорил он. 
Над головой Бориса Леонидовича стали сгущаться тучи, ему дали понять, что не избежать ареста. Говорят, когда Сталину доложили, что арест подготовлен, он неожиданно сказал: «Оставьте его – он небожитель».
Учитель:
В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта.


«Здесь будет всё пережитое», - сказал Пастернак о сборнике 1941 года «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику, – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.

Рубеж 40-х разделил творческий путь Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая ясность и простота. Его стихи «одухотворены присутствием раскрывшегося поэту огромного образа России». От того, что написано до «Ранних поездов» автор отрекся бесповоротно. Взыскательный мастер отказывался не только от всего написанного за три десятилетия, жестче любого сталинского проработчика он судил прожитую жизнь: «неоправдавший обещания», «малочисленность и ничтожество сделанного» и ещё резче «неосуществленная жизнь», - это написано человеком, шагнувшим за пятьдесят.
Тема родины(стихи о войне)
Известие о начале Великой Отечественной войны застало Бориса Пастернака в Подмосковье, где он отдыхал вместе с семьей. Поэт успел отправить своих близких в эвакуацию до того момента, как вражеские войска подошли вплотную к столице. Пастернак добивается разрешения пойти на фронт, но был эвакуирован. В 1943 году с бригадой писателей Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки были написаны большой цикл стихотворений, очерки в прозе, напечатанные много позднее, поэма «Зарево». Первые месяцы войны, когда приходилось с замиранием сердца ждать фронтовые сводки и прятаться от бомбежки в подвале, оставили в душе поэта неизгладимый след. Именно эти воспоминания легли в основу стихотворения «Страшная сказка», которое было создано в конце 1941 года.
Чтение учащимся стихотворения «Страшная сказка»
Все переменится вокруг. Отстроится столица. Детей разбуженных испуг Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица. Сторицей должен будет враг За это поплатиться.
Запомнится его обстрел. Сполна зачтется время, Когда он делал, что хотел, Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век. Исчезнут очевидцы. Мученья маленьких калек Не смогут позабыться. (1941 г.)
Поэт верит, что жизнь, какой бы она тяжкой ни была, все равно продолжается. И его творчество тому подтверждение.
Учитель: 
«Зерно не даст всхода, если не умрет» - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение.
(слайд )
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман «Доктор Живаго». Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой». Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти.
Поэт раскрывает тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.

Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова?
– оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;
это человек, это вы, это я, это каждый из нас...
Гете И.В.
Чтение учащимся на английском языке
To be, or not to be, that is the question:
 Whether 'tis nobler in the mind to suffer
 The slings and arrows of outrageous fortune,
 Or to take arms against a sea of troubles,
 And by opposing, end them. To die, to sleep -
 No more, and by a sleep to say we end
 The heart-ache and the thousand natural shocks
 That flesh is heir to; 'tis a consummation
 Devoutly to be wish'd. To die, to sleep -
 To sleep, perchance to dream - ay, there's the rub,
 For in that sleep of death what dreams may come,
 When we have shuffled off this mortal coil,
 Must give us pause; there's the respect
 That makes calamity of so long life:
 For who would bear the whips and scorns of time,
 Th' oppressor's wrong, the proud man's contumely,
 The pangs of despis'd love, the law's delay,
 The insolence of office, and the spurns
 That patient merit of th' unworthy takes,
 When he himself might his quietus make
 With a bare bodkin; who would fardels bear,
 To grunt and sweat under a weary life,
 But that the dread of something after death,
 The undiscover'd country, from whose bourn
 No traveller returns, puzzles the will,
 And makes us rather bear those ills we have,
 Than fly to others that we know not of?
 Thus conscience does make cowards [of us all],
 And thus the native hue of resolution
 Is sicklied o'er with the pale cast of thought,
 And enterprises of great pitch and moment
 With this regard their currents turn awry,
 And lose the name of action. - Soft you now,
 The fair Ophelia. Nymph, in thy orisons
 Be all my sins rememb'red.
Что вы можете сказать о шекспировском Гамлете?
Гамлет – мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом. Гамлет считает, что должен бороться с неправдой всего мира, должен стать защитником угнетённых. Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходит в свои размышления и погружается в глубину своего отчаяния. В этом заключается душевная трагедия Гамлета.

Владимир Высоцкий, сыгравший роль Гамлета на Таганке, писал: "Я играю Гамлета в черном костюме. Гамлет – он в отличие от всех других участников этого спектакля долго помнит об отце и поэтому носит траур довольно долго, весь спектакль траура этого не снимает. Я одет в черное. Все остальные – немножечко посветлее. Но Дания все-таки тюрьма, там мрачно, погода плохая, все на исходе дня и ночи – такой серый свет. И один Гамлет как черная фигура
В Венгрии какой-то критик написал, что отличие моего Гамлета от других в том, что все Гамлеты до меня – они все время думали, хотели найти доказательства, чтобы убить короля и отомстить за отца, а мой Гамлет, наоборот, он ищет доказательства того, что король не убивал, что он не виноват. Он очень не хочет убить. Но у него ничего не получается. Он вынужден убить, а, следовательно, и погибнуть”
Шекспир для Пастернака, по выражению самого поэта, «драма высокого полета, предопределенный подвиг, вверенный судьбой».
И после смерти Сталина советская цензура долгое время оставалась главным фактором в любом творческом поиске, не исключая театральную сцену.
Пастернак пишет: «Я приспособился к Шекспиру. Он кажется для меня естественным».

Видео играет Высоцкий

«Перекличка» Пастернака с Шекспиром продолжилась в 1957 г. В поэтическом приложении к роману «Доктор Живаго» в первом ряду стоит стихотворение «Гамлет», в котором универсальная парадигма самопожертвования вырастает до гигантских размеров. Подспудно в воображаемом монологе Гамлета, образ которого калейдоскопически совмещает черты и самого поэта, и доктора Живаго, и Христа на распутье в Гефсиманском саду, слышится отзвук юношеской жертвы Пастернака, отказавшегося от удобного приюта философии в пользу потрясающих глубины души поэтических исканий.
 
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случилось на моем веку.
 
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
 
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
 
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути,
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить не поле перейти.

Мы говорим о Шекспире в творчестве Пастернака, но можно уточнить, что для русского читателя существует и «Гамлет» Пастернака и даже Шекспир Пастернака. Два Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его романа «Доктор Живаго».
Какие слова помогают нам проникнуть в евангельский смысл стихотворения?  («Авва Отче, чашу эту мимо пронеси»).  Вопрос классу: Сравните строки из стихотворения с цитатой из Библии: «И говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Евангелие от Марка, гл.14, ст.36). 

– Как вы думаете, о какой чаше идёт речь? \ (Неожиданное обращение «Авва Отче» словно на мгновение переносят нас в Гефсиманский сад, где перед арестом молился Христос. Он взывает к своему Богу – Отцу, зная о той череде страданий, которые предстоит пережить. Ощутить близость того мира помогает новый лексический ряд текста: Авва Отче, чаша, фарисейство, конец пути. Вспоминаются слова из Евангелия: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» и о последующей Голгофе – «конец пути».
Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду. В Евангелии от Марка читаем: «Авва Отче! Всё возможно тебе; пронеси чашу сию мимо меня». Авва – «отец» по-древнееврейски; Авва Отче – обращение к Богу – Отцу. Ясно, что в буквальном значении эти два стиха написаны Пастернаком от лица Христа. В переносном же значении они принадлежат всем четырём остальным носителям авторского сознания.
Выражение «Да минует меня чаша сия» и сходные с ним давно вошли в языки христианских народов и стали крылатыми. Так мог бы сказать и Гамлет, и актёр, и Юрий Андреевич, и Пастернак.)
(Эти слова вошли в мировую культуру, как последнее искушение Христа, который знает, какие муки ему предстоят, и, заколебавшись на мгновение, просит Отца, чтобы тот отвёл от него чашу страданий. Страдание есть неизбежный спутник человека.
Для чего оно даётся? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеческих отношениях, за дисгармонию с миром и само несовершенство мира. Страданиями очищается душа от греха. Иисус Христос из любви к людям принял со смирением страдания и смерть за грехи человеческие.
Так возникает в стихотворении тема жизни как искупительной жертвы, а также одна из центральных идей романа о начале с явлением Христа новой эпохи – начале современной истории, нашей эры, впервые поставившей вопрос о личном, личностном бессмертии человека, о ценности отдельной личности.) 
Стихотворение Маяковского «Сергею Есенину» заканчивается словами:
Для веселия            планета наша                        мало оборудована. Надо     вырвать            радость                   у грядущих дней. В этой жизни             помереть                     не трудно. Сделать жизнь              значительно трудней.
Сравните их народной мудростью в конце стихотворения Пастернака: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
(Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль: «Жизнь прожить – не поле перейти». Такая концовка придаёт естественность, достоверность всему стихотворению. Жизнь символична, потому что она значительна, значительна во всех своих проявлениях, больших и малых. Если соотнести смысл стихотворения с жизнью самого поэта, то создаётся впечатление, что сам поэт просит Бога о спасении души своей, т.к. быть «фарисеем» в политической драме своего времени не хочет)
Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок. Финальная же фраза этого стихотворения о том, что «жизнь прожить – не поле перейти» свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного.

Литературный монтаж (учащиеся разыгрывают сценку).
Голос 1. Пастернак своим поганым романом и своим поведением поставил себя вне советской литературы и вне советского общества.
Голос 2. Б.Пастернак вырыл такую пропасть между собой и нами, которую перейти нельзя.
Голос 3. История Пастернака – это история предательства. «Доктор Живаго» плевал в наш народ, и я присоединяюсь к тому, что не место этому человеку на советской земле»
Учитель. Состоялось собрание писателей, обсуждавших роман «Доктор Живаго», на которое был приглашён сам Пастернак. На это судилище он не пошёл. Он отправил туда письмо: «Я знаю, что под давлением наследственности будет поставлен вопрос о моём исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать всё, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, всё равно через несколько лет вам придётся меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз». 
Пастернака исключили из Союза писателей, но травля продолжалась. Звонили по телефону, угрожали; приходили письма домой.
Голос 1. «Пулю загнать в затылок предателя. Я женщина, много видевшая горя, не злая, но за такое предательство рука бы не дрогнула.
Голос 2. «Благодарю вас за искренность Пастернак – это знамя холодной войны. Мы должны сказать Пастернаку : иди, получай там свои 30 серебряников, Ты нам здесь сегодня не нужен, а мы строить тот мир, которому мы посвятили свою жизнь».
Голос 3. «Я думаю, что современное правительство не будет возражать против того, чтобы Пастернак, если ему так хочется дышать свободным воздухом, покинул пределы Родины».
Учитель. Родные уговаривали его уехать за границу. Но Пастернак категорически отказался: «Нет, ехать за границу я не смог бы Я мечтал поехал туда, как на праздник, но на празднике этом существовать повседневно ни за что не смог бы. Пусть будут родные будни, родные берёзы, привычные неприятности и даже привычные гонения».
Пастернак понимал, что человек сам отвечает за свою судьбу. Поэт выбор сделал: всю жизнь он провел в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос об объявлении его предателем Родины и выездом из страны, чего он не мог позволить. «Для меня это невозможно, - решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». И как укор всем было создано стихотворение «Нобелевская премия»
Чтение наизусть учеником стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Учитель. Слова о гробе оказались пророческими. Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. На черновике своего романа «Доктор Живаго», закончив его, он написал слова «смерти не бывает».
Земная жизнь поэта завершилась. Началась жизнь вечная.
Чтение учеником наизусть стихотворения «Быть знаменитым».
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Заключительный этап урока. Решение проблемного вопроса. Подведение итогов. Рефлексия.
Какой эпиграф вы подобрали бы к сегодняшнему уроку?
Проверка задания путем голосования. Аргументация выбора учащимися.
1.« Я весь мир заставил плакать  Над красой земли моей»

2.«Быть знаменитым некрасиво Цель творчества – самоотдача...»

3.«Силу подлости и злобы одолеет дух добра»
4.«Жить и сгорать у всех в обычае. Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь».

5.«Во всём мне хочется дойти до самой сути»

6.«Единственное, в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас»
3) Рефлексия.
- Удалось ли нам создать портрет выдающегося человека? Достигли ли мы целей урока, поставленных совместно в начале? 
Завершим сегодняшний разговор на оптимистической ноте: 9 декабря 1989 года нобелевская медаль Бориса Пастернака была передана его сыну. Справедливость восторжествовала.  

Домашнее задание. (Разноуровневое)
Слово учителя:
М. Цветаева: «Пастернака каждый пишет сам».
Напишите своего Пастернака
1.Мини-сочинение «Мой Пастернак»
2.Проанализировать стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

Оценки за урок.

Учитель:
Я думаю, ребята, что сегодняшний урок помог вам узнать Бориса Леонидовича Пастернака как поэта, в творчестве которого слились воедино душа человека и стихия мира.

Одна из видеом А. Вознесенского посвящена 100-летию Пастернака. Перед вами плакат с чёрно-красной графикой «Век Пастернака». Тут и лицо с пастернаковской фотографии, и распятие, и рассыпанные, как снег, парящие строфы Поэзия и трагедия на одном листе. «Век Пастернака» - произносим мы вслед за поэтом. В нашей стране нация выражает свою судьбу через судьбу поэта. Так повелось. Закончить урок хочется словами из поэмы известного поэта Евгения Евтушенко:

Поэт в России – больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней, С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтобы вовек твоя свеча Во мне горела
Стихи из тетради Юрия Живаго (роман «Доктор Живаго») – стихи о сокровенном. Не раз вспомнит герой романа свечу, что горела за окном московского дома, где была та, которую он встретил и полюбил. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.  В стихотворении «Мело, мело» тесно переплетаются темы любви и природы.
В бескрайнем просторе мира свеча становится точкой притяжения для человеческой души, превращается едва ли не в вечный источник света, не в комнате, а в мире мерцает и не гаснет этот одинокий свет. Тени на потолке вполне реальны и вместе с тем наводят на мысль о судьбе, ее игре, ее силе.
Звучит «Мело, мело по всей земле»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Ѓђ Заголовок 115