Водоемы родного края. Равнинные и горные реки

Тема: «Водоемы родного края. Равнинные и горные реки.»

Учитель: Фецкова Г.Е., учитель начальных классов
Тема: «Водоемы родного края. Равнинные и горные реки.»
Задачи:
-познакомить детей с разнообразием водоёмов, важнейшими водоёмами нашего края;
-развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;
-воспитывать бережное отношение к воде, чувство гордости за свой родной край.
Цель урока: формирование знаний и организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов.
Методы обучения: частично–поисковый, наглядный, словесный, проблемный.
Средства обучения: экран, компьютер.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация «Водоемы».

Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте! - скажем мы нашим гостям!
-Здравствуйте! - скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!



2. Введение в тему.

Отрывок из стихотворения Георгия Ладонщикова «Ручей - ручеёк».

- Эй, ручей-ручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку - быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря...

3. Постановка темы и цели урока.

- Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему?
- Ручей, река, море
- Дополни список слов. Назовите одним словом. (водоёмы)

Тема. Водоёмы родного края. Равнинные и горные реки.

- Что бы вы хотели узнать по данной теме?


4. Работа по теме урока
Какие бывают водоёмы? (варианты детей)
- Отгадайте загадки:
Слайд
Не поедешь ,не пройдёшь- Обойдёшь сторонкой. И водицы не попьёшь С синеватой плёнкой.
(болото)


Слайд
Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна- И горька, и солена.
(море)
Слайд
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море.
(река)
Слайд
Молодые березки Свои перед ним Поправляют прически. И месяц ,и звёзды- В нём всё отражается. Как это зеркало называется?
(озеро)
Слайд
К мамочке-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился - весной.
(ручей)
Итак: река ,море ,озеро ,болото –что это такое? Назовите одним словом. Слайд
-Какие еще вы знаете водоемы? (водохранилища, пруд, ручей, родник, канал)
-Некоторые водоемы созданы природой, без участия человека. Эти водоёмы называются – естественными. Но люди создают и сами водоемы. Такие водоёмы называются – искусственными.

-Для чего люди создают искусственные водоёмы?
Презентация.
-Посмотрите фотографии разных водоемов.

·Физминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперёд ,
Мы на берегу реки,
А солнце жжёт.
Побежим скорей к реке,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс
И продолжим наш рассказ.

8. Практическая работа.
9. Водоемы нашего края. (на экране карта Крыма)
На территории Крыма бегут реки (их более 250) совсем не такие, как на остальной территории Украины. Это преимущественно горные ручьи, пересыхающие летом и за несколько часов наполняющиеся водой от дождей и таяния снегов. Наибольшей рекой Крыма является Салгир, протекает через столицу Крыма – город Симферополь.
В нашем городе тоже есть две горные речки – Дерекойка (Быстрая) и река Учан-Су или Водопадная – протекающая по Южному берегу Крыма. Впадает в Чёрное море в центе города Ялты. Берёт начало у подножий горы Ай-Петри. От истока (начала реки) образует одноимённый водопад Учан-Су. Водопад Учан-Су считается одним из самых высоких в Крыму и на Украине.
Слайд
В Крыму насчитывается более 300 озёр и лиманов. Почти все озёра солёные и расположены вдоль побережья, в низменной степной части, за исключением малых пресных озёр, находящихся на яйлах (вершине) Крымских гор.

Беседа об охране воды.

Слайд

На нашей родной земле множество рек, озёр, прудов. Вода-это жизнь для людей, животных и растений. Вода- это одно из богатств на земле.
Количество воды на земле не меняется, так как происходит круговорот воды в природе. Но чистой воды становится всё меньше. Над водой повисла угроза загрязнения.
Воду надо беречь! Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье,
красоту окружающей природы.
Особенно надо беречь родники и ручьи. Ведь именно с них начинаются большие и маленькие реки.
- Почему люди всегда стремились селиться около рек по их берегам?
- Какое ещё значение имеют реки в жизни?
-Какую помощь вы можете оказать по охране водоемов?
11. Итог урока.
Что нового мы узнали на уроке?
Какие новые слова вы узнали?
Что они обозначают?
Довольны ли вы своей работой?








15