Презентация по литературе на тему Цветная музыка стиха. Цветопись в призведениях Сергея Есенина


Проект по литературе Подготовила ученица 11 «А» класса Щербинина ДарьяРуководитель И.В.Денисова ТЕМА ПРИЗЕНТАЦИИ: «Цветная музыка стиха. Цветопись в произведениях Сергея Есенина» ГИПОТЕЗА :в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия ЦЕЛИ: 1.подбор стихотворения С.Есенина для анализа; 2.анализ стихотворения;3.доказательство того, что в стихах Сергея Есенина существуют звуко-цветовые соответствия. АКТУАЛЬНОСТЬ :исследование помогает по-новому посмотреть на звуки речи и роль в языке, учит читать «с пониманием». «Гласные» А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый. О - синий: тайну их скажу я в свой черед, А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана. Блеск горных родников и хрупких опахал! И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых волн широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной – О - дивных глаз ее лиловые лучи. Артюр Рембо «Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка? Учёные решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад. Первые результаты были таковы: против А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" или "белый", Ы - "черный". Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем». А - ярко-красный, О – яркий, светло-белый или белый, И - светло-синий, Е – светлый, желто-зеленый, У – темный, сине-зеленый, Ы – тусклый, темно-коричневый или черный. В чистые цвета окрашены только три звука - А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов - красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка? Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии Результаты анализа звуко-цветовых соответствий в стихотворении С.Есенина «Осень» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тихо в чаще можжевеля по обрыву.Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг её подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кустуЯзвы красные незримому Христуна рябиновом кусту Язвы красные незримому ХристуТранскрипция текста Тиха в чащи мажживэла па абрыву. Осинь – рыжайа кабыла- чэшит гриву. Над ричным пакровам биригов Слышэн синий лязг ейо падков Схимник-вэтэр шагам астарожным Мнот листву па выступам дарожным И цилуйэт на рибинавам кустуЙазвы красныйэ низримаму Христу Е (Э)- Желто-зелёный О- Светло-белый или белый Ы - Тёмно-коричневый или черный У - Сине-зеленый И - Светло-синий А - Ярко-красный В стихотворении двадцать три раза встречается ярко-красный звук А. Это один из самых ярких цветов осени. На втором месте стоит синий И. На первый взгляд это может показаться странным, но только на первый взгляд. Во- первых, стихотворение блестяще демонстрирует нам любовь Есенина к синему цвету и его оттенкам. Ведь даже Русь у него голубая. И осень описана поэтом не где-то, а именно на его родине. Поэтому вполне понятно большое количество голубого звука «И». Во-вторых, поэт всегда стремится точно нарисовать картину действительности. А что происходит осенью? Осенью листья облетают с деревьев, сквозь обнажённые ветви яснее проступает синева неба, вокруг становится светлее. Чувствуется, что природа готовится сменить пестроту красок на однообразие белого цвета. Кроме того, синий цвет считается «холодным» цветом. А ведь зима, которая сменит осень, не отличается теплотой! Кроме звуко-цветового соответствия в стихотворении, мы обратили внимание на рифмующиеся звуки. Обратить на это нас заставил образ Христа в последней строке. Красные кисти рябины вызывают у поэта воспоминания о Христе. Почему? Конечно, потому что красный цвет – это цвет крови, пролившейся из ран Христа. А ещё почему? Какая связь между осенью и Христом? Что такое осень? Что приходит на смену осени? Что было с Христом после распятия?. Воскресение. А на смену осени придёт белоснежная холодная зима, за ней - ласковая и юная весна. Природа опять воскреснет. Значит, вновь воскресение!.. Заключение: Проанализировав ответы информантов, приходим к выводу, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем; проанализировав стихотворение С.А.Есенина «Осень» приходим к выводу, что в стихотворении поэта есть звуко-цветовые соответствия. Поиски в области соответствия цвета и звука в поэтическом тексте перекликаются с открытием, которое в 1910 году сделал композитор А.Н.Скрябин. Впервые Скрябин ввёл партию света «Luce» в симфоническую партитуру, обозначив нотными знаками цвета тональностей. При Казанском авиационном институте было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей», поставившее своей целью развитие скрябинской идеи цвето-музыки. С тех пор прошло много времени. И теперь никого не удивляет сочетание музыки и цвета. А ведь музыкальный тон тесно связан со звуком. Следовательно, наши поиски цвето-звуковых соответствий в стихах С.А.Есенина имеют реальные основания.