Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования
Предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях, по определению Л. С Новосёловой, рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в кабинете учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДО мы руководствовались тем, что среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Кабинет учителя-логопеда условно разделен на следующие зоны:
- зона коррекции звукопроизношения. Она представлена настенным зеркалом с дополнительным освещением, столом, артикуляционной гимнастикой в картинках, различными играми на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотекой предметных картинок, логопедическими тетрадями и альбомами;
- зона развития речевого дыхания содержит картотеку дыхательной гимнастики, мыльные пузыри, игровые пособия «Накорми животное», «Горячий чай», «Буря в стакане», «Сдуй бабочку с цветочка», «Выгони лягушку в болото»;
- зона развития фонематических процессов представлена звучащими игрушками, коробочками-киндер с   различными наполнителями, схемами характеристики звуков, схемами для  определения места звука в слове, наборами фишек красного, зеленого и синего цветов;
- зона развития лексико-грамматической стороны речи содержит картинный материал по лексическим темам, игры и методические пособия для преодоления грамматических нарушений: «Синонимы», «Антонимы», «Один-много», «1,2,3,4,5» (цель- учить согласовывать существительное с числительным), «Чей? Чья? Чье?» (цель-научить образовывать притяжательные прилагательные), «Большой-маленький», «Гномики и великаны» (образование слов с уменьшительным и преувеличивающим значением), картинки с отсутствующими элементами и сюжетные ( для изменения слов по падежам), пособия по развитию умения употреблять в речи предлоги;
- зона развития связной речи представлена картотекой сюжетных картинок, мнемотаблицами, схемами для составления описательных рассказов, картинным материалом по возрастам к конспектам занятий по развитию связной речи;
- зона развития мелкой моторики рук включает в себя пальчиковый театр, игры с прищепками, «Сухой бассейн», наполненный крупами, игру «Ring-ding» с использованием разноцветных резинок для волос, картотеки пальчиковых игр по лексическим темам, игр с массажными мячами, игр на составление фигур из счетных палочек, разнообразные игры-шнуровки, и трафареты;
- зона развития психологической базы речи представлена играми на развитие высших психических функций; - зона методического сопровождения. В ней собрана документация учителя-логопеда, методическая литература.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, окружающая детей в кабинете является средством полноценного развития ребенка.
15