Программа дополнительного образования Загадочная планета по географии 6





Образовательная программа
дополнительного образования детей
детского объединения
«Загадочная планета»






Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год


Педагог дополнительного образования Чернавина Лариса Александровна





Москва, 2015-2016г.


























Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это второй год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Загадочная планета»» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать,
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.






Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Прогнозируемые результаты
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
- правила поведения при выходе на экскурсии.

Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной; - парной; - групповой.

Программа предназначена для детей 6 класса . Объём программы составляет 68 часов, 2 часа в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.




















ЦЕЛИ КРУЖКА «Загадочная планета»
Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи и основные идеи курса:
Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;
воспитание любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
Прогнозируемый результат обучения:
в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.










Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Учебно – тематический план.

№ п/п
Название темы
Вид деятельности
Количество часов
Всего
Теория
Практика



1.
Вводное занятие
Беседы
1
1
0

2.
Земля во Вселенной
Практические занятия, просмотр видеофильмов
7
5
2

3.
Жизнь земной коры
Практические занятия, решение географических задач
11
7
4

4.
Воздушный океан Земли
Практические занятия, решение географических задач
11
5
6

5.
Голубая планета
Экскурсии, практические занятия, просмотр видеофильмов
12
10
2

6.
Воды суши
Практические занятия, просмотр видеофильмов
6
2
4

7.
Зеленая планета
Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой, проекты
10
8
2

8.
Чудеса планеты
Беседы, кинозанятия, выступления учащихся с докладами

8
8
0

9.
Решение олимпиадных задач
Практическая работа, решение задач

2
0
2


Итого

68

















Тема 1. Введение
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
-беседа по технике безопасности

Тема 2. Земля во Вселенной – 7 часов
-вселенная
-Солнечная система
-соседи Земли
-гипотезы происхождения нашей планеты
Тема 3. Жизнь земной коры – 11 часов
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности

Тема 4. Воздушный океан Земли – 11часов.
- современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды

Тема 5. Голубая планета -12часов.
- мировой океан и его части
- Свойства вод мирового океана
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море..
- растительный и животный мир океанов и морей.
- тайны Мирового океана.
- Охрана мирового океана

Тема 6. Воды суши – 6 часов
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
- минеральные источники, их происхождение
- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
-кристаллизация
- воды суши своего края.

Тема 7. Зеленая планета -10часов.
- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.
- уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы.
- крупные заповедники и охраняемые природные территории
- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.

Тема 8. Чудеса планеты -8 часов
-Чудеса природы. Европа. Северные фьорды. Глен мор. Мостовая гигантов. Белые скалы Дувра. Земляные столбы Ренона
- Азия. Памуккале. Мёртвое море. Кели Муту.
- Африка. Сахара. Нил. Столовая гора
- Америка. Ископаемый лес Аксель-Хейберга. Парк Дайносор. Залив Фанди. Дэвис Тауэр. Национальный парк Зайон. Озеро Дёгтя
- Австралия. Эйерс- Рок. Маунт-Олга. Большой барьерный риф
- Россия. Ленские столбы. Водопад Кивач. Убсунурская котловина
- Путешествие по миру
Тема 9. Решение олимпиадных задач – 2 часа
- Закрепление практических навыков работы с картой и планом. Отработка олимпиадных заданий










Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru

15