Урок — проект на тему Страна Легумия


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №94»
г. Казань
Проект урока окружающего мира
для учащихся 4 класса (возраст 10-11 лет)

Разработала учитель начальных классов
Тимонина Гульнара Ринатовна.
Тема Путешествие в Легумию
Цели: обобщить знания учащихся об овощах; их полезных свойствах, развивать речь, память; воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, чувство прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации овощей, кроссворд.
УЧИТЕЛЬ: Добрый день дорогие друзья. Мы сегодня собрались, чтобы необычно поговорить об обычном, о том, что нас окружает ежедневно и кажется нам весьма привычным.Мы отправляемся с вами в страну Легумию. Ее не найдешь на географической карте, но она существует. Иногда вы можете увидеть ее огромной, что не охватишь глазами, иногда крохотной, такой, что уместится на подоконнике.
УЧЕНИК 1: Это страна полной тишины. Когда ее жители – легумы болеют или хотят пить, помощи просят беззвучно. Если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся. Но заботится надо больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не остается – страна пуста.
УЧЕНИК 2: Путешествуют по этой стране только пешком, и может случиться, что левая нога у тебя окажется на севере, а правая в тропиках. Разгадывается эта загадка просто: слева от тебя грядка с репой, а с правой – грядка с огурцами. Репа может расти и в Заполярье, а родина огурцов Индия. Овощ по французски – «Легум». А страна Легумия, как вы, наверное, уже догадались – огород.
УЧИТЕЛЬ: Знакомясь со страной Легумией, мы изучали прекрасную книгу Надежды Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии». А также вы сами были исследователями, работая с энциклопедиями; написали хорошие рефераты об овощах. И подводя итоги, хочется поблагодарить вас за труд.
Вручение грамот.
Мы с вами подходим к воротам страны «Легумия». Чтобы они открылись, надо разгадать кроссворд.
СТРАНА
6 7
4 2 1 3 5 Л Е Г У М И Я
Этот овощ многим друг,
Бьет всех вирусов вокруг (лук).
Из Мексики далекой был горьким привезен
Благодаря уходу стал крупным, сладким он (перец).
Говорят, что самый сильный
И излечит от цинги
А секрет его фамильный
Проверить в грядке сможешь ты (горох).
Свежий хрусткий, ароматный,
Укрылся в плетне за листком.
Соленым в банке и кадушке
В рассоле он лежит рядком (огурец).
Под землей есть кладовая,
Ценный роста витамин
И на зрение влияет
Найденный в нем каротин (морковь).
Красный, сочный на кусточке
Зреет плод в короне прочной.
Был декоративным,
А стал незаменимым (помидор).
Убежден Восток, уверен,
Твердо знает, что она
На коре шероховатой
Содержит тайны письмена (дыня).
Вот мы и в стране «Легумия».
Обобщая наши знания, мы поиграем в игру «Своя игра».
В этой игре 4 категории: картофель, капуста, помидор, репа. Вопрос содержится под числами. Число – это ваше очко. Сначала выберите категорию, затем – очко. После того, как вопросы заканчиваются, в каждой категории, вас ожидает сюрприз.
КАРТОФЕЛЬ:
10 – кто первым привез в Европу картофель?
20 – сколько имен у картофеля? Назовите их.
30 – чем однажды поразила Мария – Антуанетта кавалеров и дам на балу?
40 – для чего солдаты охраняли земляные яблоки?
Сюрприз: Русская народная песня «Картошка моя» (поют дети).
КАПУСТА:
10 – почему капусту назвали капустой?
20 – кого в Вене назвали «Русское чудо» и как изображали на карикатурах?
30 – назовите один радостный и один грустный день крестьянского календаря, связанного с капустой.
40 – назовите виды капусты.
Сюрприз: стихотворение Натальи Кончаловской с секретом.
Назвать как можно больше зашифрованных овощей.
Чудо – сад – огород.
Показал садовод нам свой огород,
Где на грядках заселенных густо.
Огурбузы росли, помидыни росли
Редисвекла, чеслук и репустаСельдирошек поспел и моркофель дозрел
Стал уже осыпаться спаржовник.
И таких баклачков, да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Дети называют овощи.
ПОМИДОР:
10 – назови два имени помидора.
20 – где высаживали золотые яблоки сначала?
30 – кто позже всех узнал вкус помидоров?
40 – какое важное открытие сделал Франсуа Апперт?
Сюрприз: Игра «Найди и промолчи»
РЕПА:
10 – где вырастили самую большую репу, и как она называлась?
20 – что такое «репище»?
30 – что значит «Посадил дед десять репок»?
40 – на каком острове репа единственный прижившийся овощ?
Сюрприз: Драматизация сказки «Репка по – новому».
БЛИЦ – ТУРНИР:
Отвечаем сразу.
Назовите овощ с каменным названием (петрушка).
родина огурцов (Индия).
Что означает слово «редис»? (корень, от латинского слова «радикс).
Родина лука (горы Афганистана).
Плоды, какого растения могут быть ведром, бутылью, бочкой? (тыква).
УЧИТЕЛЬ: Все говорят, что нужно как можно больше есть овощей, т.к. в них много витаминов.
А что такое витамины?
УЧЕНИК:
Вита – это значит жизнь,
Значит в тонусе держисьЭто значит все системы:
Мышцы, кости, кровь и нервы
Получать должны питанье
С витамином под названьем,
Проглоти их и порядок
Будешь весел и здоров,
И не надо докторов.
С витамином ты – целитель,
Недоступный страшной мгле.
Витаминам честь и слава.
Честь и слава на земле!
(Пока ученик читает, 2 группы родителей и детей делают натюрморт из цветной бумаги).
Оценивание конкурса - натюрморт «Овощи».
Конкурс для родителей «Угадай национальное блюдо»
Ботвинья
Холодный зеленый суп с квасом.
Тушеная в сливочном масле ботва.
Яблочный пирог.
Сай
Салат из редьки с маслом.
Чай с пряной зеленью.
Суп из сладкого перца и тыквы.
Конкурс загадок про овощи (группа детей подготовила загадки для другой группы).
Конкурс для родителей «Угадай салат на вкус».
Родители пробуют на вкус салаты, принесенные из дома и угадывают из каких овощей он приготовлен.
Подведение итогов по номинациям:
Эрудит,
Лучший чтец,
Лучший загадочник,
Лучший дизайнер.
Использованная литература
1.Н.Надеждина «Страна Легумия», Саратов, 1996 г