Конспект урока по русскому языку на тему Глагол как часть речи (5 класс)

 5 класс
 Русский язык
 Урок «открытия» нового знания по теме « Глагол как часть речи»
 Учитель: Голова Татьяна Николаевна.
Метапредметная тема: знающее незнание, мир профессий.
Цели урока: 
1. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия через изучение теоретического материала по теме «Глагол как часть речи».
2.Развитие умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер, оценивать свою работу и работу одноклассников.
3.Воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
 
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации
 

Ребята, сегодня я приглашаю вас принять участие в съемке фильма. В роли кинорежиссера буду я - учитель русского языка Голова Татьяна Николаевна, в роли учеников будете вы -ученики 5 класса Камышовской основной школы, в роли кинооператоров - учителя Куртамышского района, которые сегодня пришли к нам в гости.
Откройте тетради, запишите дату съемки: Девятнадцатое марта. Оставьте строчку для названия фильма, позднее вы сами догадаетесь, как он называется.
На следующей строке запишите место действия: Классная работа.
 
 
 
 
 
 Оформляют записи в тетради.
 
 
 

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(Р) – целеполагание
(Л) - самоопределение

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.
 

- Чтобы попасть на съемочную площадку нужно получить пропуск. Для этого вам нужно правильно ответить на вопрос: кто что делает? Запишите ответ одним словом в столбик.
Врач
Повар
Кондитер
Художник
Продавец
Космонавт
Архитектор
Балерина
Футболист
Механик
Пилот
Официант
Строитель
Маляр

-Оцените свою работу, оценку занесите в пропуск, в нем вы будете фиксировать результаты всей работы на уроке, чтобы потом поставить себе оценку за урок.
-Выдает ученикам «пропуски».

-К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал»
Я знал(а)
Я узнал(а)
Хочу узнать

 
 
 

-Если с информацией согласны оба, поставьте +, информацию, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
На какие вопросы может отвечать глагол?
Что обозначает глагол как часть речи?
Какие морфологические признаки имеет глагол?
Как он изменяется?
Каким членом предложения обычно бывает?

Учитель записывает информацию учащихся на доске.
- А теперь скажите, как будет называться наш фильм. Над фильмом «Глагол» мы будем работать на протяжении нескольких уроков, а сегодня мы будем снимать первый дубль: «Глагол как часть речи». Запишите название в тетради. Поставьте перед собой цель на урок, напишите на листочке.
 Ученики записывают слова: лечит, готовит (варит), делает(печет), рисует, продает, летает, чертит, танцует, играет, чинит, управляет, разносит, строит, красит.












 


Ученики проверяют работу по образцу, оценивают по критериям: за каждый правильный ответ 1 балл, за 14 б-«5», 11-13 б-«4», 8-10б-«3»





Заполняют первую колонку таблицы.
Объединяются в пары и обсуждают свои списки.
 
 
 
 
 
Одна-две пары зачитывают информацию.












Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Цели записывают на листочки, несколько учеников зачитывает.
(Р) – выполнение пробного учебного действия
(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания
(П) – самостоятельное выделение познавательной цели
(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа :зафиксировать преодоление затруднения
 

А сейчас познакомьтесь со сценарием. Отметьте, что вы уже знали, Что узнали новое, что вызвало у вас вопросы.

Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией
Знаки для маркировки текста:
«!» - я это знал(а)
«+» - новое для меня
«?» - вопрос
Информационный текст
 
1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М. Пешковский.
3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. Глаголы могут иметь лексические значения:  движения (прыгать, бегать, плавать); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса(впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
5.Глаголы имеют общее грамматическое значение - «действие».
 
6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
   1) Постоянные признаки:
    а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)
     
       б) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам, 1-е спряжение, 2-е спряжение.
 
 2)Непостоянные признаки:
         б) время: настоящее (что делает? что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;
     в) число: единственное и множественное;
     г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);
     д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа), мужской род, женский род, средний род.
 
7. В предложении является чаще всего сказуемым
8.  В художественном тексте глаголы используются в прямом и переносном значении, в переносном значении чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос свойств человека на неживой предмет).
 
(Вопросы для обсуждения:
Что вам было уже знакомо?
Что оказалось новым?
Что вызвало сомнение и почему?)
Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое 
Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.   
В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)                                         
(П) – анализ, сравнение, обобщение
(П) – смысловое чтение
(П) – определение основной и второстепенной информации
(П) – моделирование
(К) – постановка вопросов
(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения
(Р) – планирование, прогнозирование

IV. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания
 

- Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чём вы прочитали. Это будет очень трудно.
- Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (вопросы для составления кластера были записаны на доске, когда дети работали в парах)
 
 
 V.Физминутка
 -Заглянем на урок труда в 5 класс. Вот где приходится действовать! Проиграем частичку урока обслуживающего труда.
Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, мы капусту жмем, мы капусту трем.
- Глаголы какого времени мы сейчас использовали?
-А какое время года у нас сейчас?
-Давайте определим, как с помощью глаголов можно раскрасить весну.
-Откройте учебники, упр.607.
Взаимопроверка.




- По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.
Определить, какими частями речи являются слова-близнецы.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Иди домой, но сначала коридор домой.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Работа в группах.
 
 
 
 Составляют кластер.
Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске. Дополняют свои кластеры
 










Выполнение упр. 607 направлено на повторение членов предложения , развитие умения определять лексическое значение глаголов, умение определять время глагола , способ согласования, находить корень.
Ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу, ставят оценку по критериям.








Ученики в группах определяют части речи. Зачитывают ответ. Доказывают свое мнение.
(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(П) – умение структурировать знания
(П) – использование знаково-символических средств
(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий
(П) – выполнение действий по алгоритму
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – управление поведением партнёра
(К) – планирование учебного сотрудничества
(Р) – контроль, оценка, коррекция
(Р) – осознание качества и уровня усвоения
(Л) – осознание ответственности за общее дело

V.Итог урока
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
 
 

 
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
- Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.
Посмотрите на результаты, который отмечены у вас в пропусках, поставьте себе отметку за урок.
 Рефлексия.
 А теперь поделитесь своими впечатлениями от работы на съемочной площадке? Что вам понравилось? Что показалось трудным?
-Мне понравилось, как вы работали на уроке, я хочу подарить вам смайлики, на которых изображено моё настроение.
На обратной стороне прочитайте домашнее задание. Возникли у вас вопросы по домашнему заданию?
Домашнее задание:
- закончить работу с кластером, выучить материал по кластеру
- упр.610.
 
Отвечают на вопросы учителя
 
 

Ученики ставят себе отметки.
(П) – рефлексия способов и условий действия
(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – учёт разных мнений

 


15