Урок по русскому языку на темуОмонимы.Синонимы, Антонимы


Урок разработала учитель русского языка и литературы Сарсенова Наталья Олеговна
Павлодарская область Качирский район Осьмерыжская ООШ 2015 год
5 класс
Тема урока: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».
Цели урока: 1. Повторить сведения о синонимах, антонимах, омонимах,
2. Развивать умение опознавать в тексте эти группы слов;
3. Формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями;
4. Обогащать словарный запас учащихся;
Ход урока:
Орг момент.
Опрос дом.заданияОпределение темы урока. Сегодня мы с вами продолжаем изучать такой раздел лингвистики, как лексика. - Что такое лексика? (изучает словарный состав).
- Итак, лексика изучает слова. Теперь давайте представим с вами, что лексика – это большой город. В нем живут много-много разных слов. И сегодня мы с вами попадем на одну из улиц этого города. На этой улице живут слова-друзья, слова-близнецы и даже слова-враги. Исходя из таких определений, скажите, с какими группами слов мы сегодня будем работать? - Слова-друзья – СИНОНИМЫ, слова-враги – АНТОНИМЫ, слова-близнецы – ОМОНИМЫ.
4. Запись темы урока. 1) Синонимы. Сначала вспомним, что такое синонимы. Давайте прочитаем, что говорится о них в учебнике. Что нового вы узнали? Могут отличаться оттенками значений и употребляться в разных стилях.
2) Давайте познакомимся с жителями той улицы, на которой мы оказались. Вот на свежий воздух вышел один из них – зовут его Смелый. У него много друзей. Назовите их. Храбрый, Бесстрашный, Мужественный, Отважный. Всех ли друзей назвали? Вот из дома №2 вышел крохотный человечек по кличке Мелкий. Угадайте его друзей. Маленький – крошечный – крохотный – микроскопический - мизерный - миниатюрный – игрушечный – небольшой, карликовый, малюсенький, махонький, с булавочную головку… - целое сочетание в значении «маленький». - А теперь посмотрим, как могут сочетаться синонимы с теми или иными словами.
1. Какие синонимы мы можем подобрать, например, к слову мальчик? (маленький, крохотный, крошечный). С остальными никак нельзя.
А если взять слово бактерии? (микроскопические).
2. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.
С каким из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый? Как вы видите, какие-то синонимы могут сочетаться почти со всеми словами, а какие-то – только с определенными.
2) Антонимы. - А теперь мы с вами обратимся к словам-врагам, т.е антонимам. Прочитайте правило на стр.53
Послушайте стихотворение.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно. –
Кислое, зачем оно?
-Что вы? – шепчет червячок
– Сладкий у него бочок.
Назовите антонимы и запишите их.
- Что такое антонимы?
- Почему синонимы образуют ряды, а антонимы – только пары? Синонимы передают оттенки и поэтому их много, а антонимы – это слова только с противоположным значением. Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках.
3) Омонимы. - И теперь мы с вами обратимся к словам-близнецам, т.е. – омонимам. Но сначала послушайте такую историю.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).
- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами. Итак, что же такое омонимы? Дети: Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
5.Рефлексия: Что вы сегодня нового узнали на уроке?
6. Д.з упр. 122 выучить правило.