Открытый урок по русскому языку Синонимы. Антонимы


Утверждаю: Проверил : Проверил:
КГУ «Благодарненская средняя
школа ___________ Руководитель метод. обьединения: завуч
Директор
______________ ______________ ______________
«___»_______2015г. «___»_______2015г. «___»_______2015г.




Открытый урок
в 5 «А» классе

Тема: «Синонимы. Антонимы»
Осень. Осенние месяцы.





Учитель : русского языка и лит-ры
Абдрахманова Ф.К.

с. Келдимурат -2015 г.


Цели: Дать понятие о синонимах и антонимах; развивать умение анализировать, сопоставлять, использовать в работе рабочий материал; развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся; воспитывать бережное отношение к родной природе.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способ деятельности.

Методы урока: Словесный. Наглядный. Практический.

1.Межпредметная связь: казахский язык, изобразительное искусство, история, математика.

2.Оборудование: интерактивная доска, флипчарты, учебник, слайды
«Времена года», слайд на ст-е Абая «Осень». кластер


Ход урока:
I.Орг . момент.

II.Физминутка «Злая тучка»

III.Опрос домашнего задания: подготовить пословицы, поговорка, загадки, ст-е о временах года.

Слово учителя:Ребята! Урок наш посвящен временам года. В частности Осени и осенним месяцам.

Грамматическая тема: Синонимы. Антонимы.

Творческая работа: перед вами на партах разложены символики, определяющие времена года. Прошу выбрать свою символику по дню рождения.

Защита постеров каждой командой. Чтение стихов.

IV.Обьяснение нового материала:

Ребята, а теперь мы остановимся на осени и весне.

Запись в тетрадах на доске: даты , темы урока.

Работа с учебниками: первая группа работает над упр 114, вторая группа над упр 120

Упр 114

В каждом предложении замените одно из выделенных слов синонимов.

После осеннего дождя листья на деревьях мокрые, мокрой становится земля. Солнце исчезает, исчезает и настроение.
Только по улицам бегут автобусы, бегут троллейбусы, бегут машины.
Слова для справок: влажный, падает, едут, мчатся, торопятся.

Закрепление синонимов по методу сопоставительного теста:
Мокрый падает
исчезает едут
мчатся влажный
торопятся

Синонимы- это слова, очень близкие по значению.


Упр 120

Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его.

Странный в сентябре лес- в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зеленая травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно!

Цель задания: найти синонимы и антонимы

Работа по диаграмме Венна (на интерактивной доске)


V. Историческая разминка
Название первого месяца осени «сентябрь» произошло от латинского слова « септеп», которое означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
Десятый месяцем в году- октябрь. Слово « октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октет». Все они образованы от латинского «окто», что значит « восемь». Поэтому музыкальное произведение для восьми инструментов или восьми голосов, а также ансамбль из восьми человек называют октетом. Октава- музыкальный термин. Октава обьединяет восемь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Почему же десятый месяц назвали октябрём? Можеть быть, ошиблись, когда считали, какой это месяц в году? Ошибки здесь нет. Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительное восьмым месяцем.
Ноябрь получил своё название от латинского слова «новем», что значит «девять».

Закрепление новой темы.

Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

VI.Кто такой Абай Кунанбаев?

Работа над стихотворением Абая «Осень».

Чтение наизусть ст-я Абая «Осень» на казахском и русском языках.




VII.Заполнить кластер.

13 EMBED 1415




VIII.Рефлексия:


Что нового вы узнали на уроке?


IX.Дома: составьте свой рассказ по содержанию стихотворения и рисунка (упр. 101 стр. 44)



X. Итог урока:
Root Entry