Открытый урок литературы в 7 классе Тема урока «Край берёзового ситца…» Образ берёзы в литературных произведениях


Открытый урок литературы в 7 классе
Тема урока«Край берёзового ситца…» Образ берёзы в литературных произведениях.
Цель урока:
Показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, что основы мировидения закладываются уже в детстве; приблизить к постижению нравственно-философского содержания поэзии;
научить детей сопоставлять поэтические тексты; 2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа; обучить анализу стихотворения, помочь постичь глубинный смысл поэтического текста; научить коллективной самостоятельной работе через творческую работу в группах;3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений;
Репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Берёзовая роща».
2. Плакаты с высказываниями.
«Березы пахнут Родиной» В.П.Астафьев
«Мы делим с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа».
                         В. Рождественский
3. Мультимедийное сопровождение.
Ход урока
На мониторе компьютера демонстрируется видеофильм о березах. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят?» в исполнении группы «Любэ».
I. Вступительное слово учителя.Учитель: По началу нашего урока вы, ребята, конечно, поняли, что разговор на нем пойдет о березе – дереве, которое особенно дорого сердцу каждого человека. Оно  настолько привычно, что мы порой мы и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне — всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. Постоянный спутник нашей жизни. Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу! Береза - это символ Родины, образ деревни, воспоминания детства, самое почитаемое всеми дерево.
II. Проверка домашнего задания.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы серьезно готовились. Выполняя творческое задание, очень много прочитали о березе и поделитесь своими знаниями с одноклассниками. Внимательно прослушав каждого, вы получите представление о том, как изображается береза в произведениях русских поэтов, писателей, в творениях художников.
Некоторые самостоятельно читали дома, занимались исследовательской деятельностью , обратились к тайнам строк некоторых стихотворений С. Есенина, раскрыли загадку образа березы. Об этом и о многом другом мы будем говорить на этом уроке. Начнем с «визитной карточки» слова «берёза». Пожалуйста, текстологи.
Презентация 1 группы (о происхождении слова береза)
2 группа (легенда)
3 группа (народный фольклор, обряды)
4 группа (береза и великие люди)
Учитель. Ваша работа еще раз напоминают нам, что береза – самое любимое дерево русского народа. Ей посвящено много народных песен. И, конечно, о ней писали поэты. У вас у каждого есть тексты стихотворений о березе. Их написали Афанасий Фет, когда ему было 19 лет, и Сергей Есенин, когда ему было 15 лет. То есть поэты были почти ровесниками, когда писали эти стихи. Перед вами тексты стихотворений, они не подписаны. Попробуем узнать, кому из поэтов какое принадлежит. У меня просьба: если кому известно это, пока не делиться информацией, для чистоты эксперимента. А сейчас мы послушаем подготовленное чтение стихотворений и полюбуемся этим прекрасным деревом.
2) Выразительное чтение наизусть.
У каждого поэта свой неповторимый характер, свой поэтический мир. Мы прочитали дома много стихов, казалось бы, об одном и том же: о родной природе, о кровной связи человека с родной природой. Но какие разные, непохожие голоса звучали в них! А кто мне скажет, зачем нужны стихи? Нужны ли вообще стихи? Кому нужны стихи?
Я думаю, этот вопрос очень точно выразил Н.Гумилёв  в своём стихотворении
 « Шестое чувство» Что делать нам с бессмертными стихами7Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать…
  Действительно, вот вода – ее можно выпить, вот хлеб – его едят. Кастрюля нужна для того, чтобы варить в ней щи. И порой современный человек, человек разумный, не понимает, зачем нужны стихи, ведь в них нет никакой практической пользы (казалось бы). И все-таки они – бессмертны.
  Чарльз Дарвин, ученый, написавший знаменитый научный труд «О происхождении видов путем естественного отбора», однажды признался: «До тридцатилетнего возраста или даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия… Но вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки. Кажется, что мой ум стал какой-то машиной… Утрата вкуса к поэзии равносильна утрате…»
  Как вы думаете, каким словом завершил свое признание ученый? Утрата вкуса к поэзии равносильна утрате чего? (Счастья) Напишем в конце урока.
Демонстрация через мультимедийный проектор слайдов с целью создания эмоционального фона и стимулирования дальнейшей исследовательской работы.
42291004635591440046355
Сегодня мы с вами продолжим разговор о поэзии. Сегодня через сравнение стихотворений этих поэтов о березе мы попытаемся выявить своеобразие их поэтики, поучимся анализу стихотворного текста, чтобы постигать глубинный смысл поэтического слова.
Итак, поэтов разделяет 70 лет. Фет вырос в помещичьей усадьбе. Есенин –«крестьянский сын». Это значит, что они разговаривали на разных языках, смотрели на мир по-разному. Фет и Есенин представляют собой два традиционных уклада, два полюса русской национальной жизни: дворянской усадьбы и крестьянской избы. Все это отразилось в их стихах. Знание этих фактов поможет вам ответить на оба вопроса.
left0
54502051714504221480171450
Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.
Как гроздья винограда, Концы ветвей висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы Я замечать не ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.
3964305178435
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
III. Исследовательская групповая работа учащихся (выполнение заданий)
Ребята получают пакеты с заданиями (до урока они были разделены на группы).
1-ая группа («синтезаторы»): Найти общее в стихотворениях. Что объединяет. Какие слова, образы повторяются.
2-ая («формалисты»): Сколько строф, вид строфы (сколько стихов), вид рифмы, способ рифмовки, размер стихотворений.
3-я («лексикологи»): Какие пласты лексики использованы, тематические группы слов, прилагательные, глаголы.
4-я: («литературоведы»): Какие ИВС использовали поэты.
5-я («психологи»): какие чувства выражены в стихотворениях; как, насколько авторы «выдают» свое присутствие.
IV. Отчет групп о результатах исследования
1-ая группа («синтезаторы»)
Общим является почти одинаковый возраст поэтов. В стихотворениях один герой – береза, одно время действия: года (зима) и суток (денница – заря), одно место действия (у окна - под окном), общие детали - ветки.2-ая группа(«формалисты»)
№ 1 № 2
Строф 3 4
Вид строфы четверостишие
Вид рифмы мужская и женская
Способ рифмовки перекрестная рифма
Размер 3-хстопный ямб 3-хстопный хорей
Выводы. Стихотворение №1 длиннее. Мы выяснили, почему. В нем больше описаний, подробностей. Разный размер соответствует разным интонациям.
3-я группа («лексикологи»)
№ 1 № 2
Лексика Возвышенная лексика ветви Устаревшая, поэтическая денница Нейтральная ветки заря
сниженная обсыпает (осыпает)
Прилагательные печальная траурный белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый
Глаголы Висят, люблю замечать, стряхнут,
От глагола – разубрана (не сама)
жаль (жалею), от глагола – радостен (радуюсь) Принакрылась, распустились стоит, горят, обсыпает
Местоимения Моего, я (люблю), я, мне Под моим
Выводы. Автор стихотворения №1 использует возвышенную, поэтическую лексику, у другого автора лексика простая. В первом стихотворении прилагательные передают настроение, во втором – рисуют. Глаголы в первом называют в основном действия автора, которые являются чувствами. Во втором о действиях автора не говорится. Местоимений больше в первом. Они все личные.
4-ая группа(«литературоведы»)
№ 1 № 2
Эпитеты печальная траурный белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый
Сравнение Как гроздья винограда Точно серебром, снежною каймой, белой бахромой
Олицетворение Прихотью мороза разубранаБереза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит
Инверсия прихотью мороза разубрана она
ветвей концы висят,
люблю игру денницы я замечать Выводы. Второе стихотворение более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в первом не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. А сравнение как гроздья винограда подсказывает, что это стихотворение принадлежит скорее всего Фету. Потому что Есенин, выросший в деревне в средней полосе России, вряд ли видел тогда виноград.
Учитель. Вот вы и ответили на первый вопрос. Действительно, стихотворение «Печальная береза» принадлежит Фету
5-ая группа(«психологи»).
В ст-ии №1 первым словом сразу создается печальное настроение. А во второй строфе оно усиливается словом траурный. Он видит красоту березы: как гроздья винограда ветвей концы висят, но все равно ему грустно. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора, а не о березе.
В ст-ии №2 лирический герой не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Он с нежностью говорит о березе: принакрылась, как будто застеснялась. Его, покрытая снегом, береза словно в невестином платье, а не в саване.
Лирический герой ст-я №1 воспринимает мир трагично. В ст-ии №2 лирический герой не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Он с нежностью говорит о березе: принакрылась, как будто застеснялась. Его, покрытая снегом, береза словно в невестином платье, а не в саване. Мы думаем, что ст-ие №1принадлежит Фету, а №2 – Есенину.
Учитель. Вот вы и на второй вопрос ответили. Ребята по-разному читали стихотворения, потому что они разные по настроению. Но сейчас встал еще вопрос. Что огорчает Фета, почему ему грустно смотреть на красоту? Перечитаем первую строфу.
Береза убрана по прихоти, т.е. в руках мороза ее судьба. Почему драматизм повествования усиливается в последней строфе? И от птиц зависит береза, т.е. от внешних, стихийных сил. Фет рано пришел к выводу, что человек бессилен перед лицом судьбы. Счастье и красота хрупки и недолговечны. Какие факты его биографии подтверждают это? (Загадка отцовства, безрезультатная служба в погоне за дворянством, любовь…)
Итог работы в группе.
Вы плодотворно поработали. Были очень внимательны к поэтическому слову. Слово в стихотворении содержит одновременно и черту человеческого состояния и позволяет передать общее лирическое состояние мира. Благодаря сравнению на первый взгляд одинаковых стихотворений вы увидели, что в стихах поэтов отражается их внутренний мир, особенности мироощущения, весь их жизненный опыт. Для Фета характерна тесная связь изображаемых картин природы и вызванных ими чувств, переживаний. Последнее для него дороже. Особенность есенинских стихов о природе – живописность и образность. Есенин с большим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру. В стихотворении открывается тайна познания света, которое начинается с удивления прекрасным.
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в 21 век. Движется, живет по - своим законам мир поэзии, поэзия- Вселенная душа человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звездочки и звезды. Одни сгорают и навсегда исчезают еще при жизни их «хозяина», свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких звезд в созвездии поэтической России - Сергей Есенин. Оно - вечно…
Да, поэзия С.А.Есенина- это чудесный, прекрасный, неповторимый мир. Его назвали «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби».
Я хочу познакомить вас с книгой замечательного человека, учителя, который написал книгу «Звук и цвет» - это С. Журавлев. Он вывел закономерность окрашенности звуков речи.
А – я – красный, оранжевый
Е – ё – зеленый
О – желтый
Ы – черный
И – синий
БЕРЕЗА – зеленый и красный
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН – зеленый и синий
Чудо! Правда!
«Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…»
О – 8 А – 3 Я – 2 Ы – 3 Е – 4 И – 1
Куда яснее! Чисто осенние краски! Рисунок четкий!
Мы читали его стихи в классе и дома, заучивали наизусть. Давайте сейчас послушаем отчет об исследовательской работе нашей ученицы.
Обсуждение работы
Учитель: Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.
«Отговорила роща золотая» ,«Не жалею, не зову, не плачу» ( Прослушивание романса ).
Учитель: Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Но где бы он ни был, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам,
По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха».
Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1).Творческое задание.
У ч и т е л ь. А сейчас мы с вами напишем синквейн, или пятистишие, по теме нашего урока.
Алгоритм написания синквейна 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.
2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.
3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.
4-я строка (суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль, цитата).
5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову.
Вывод, заключение.
Индивидуальная работа учащихся.
Озвучивание работ школьников.
2. Творческое задание «Мы – поэты» (для учеников группы А) дифференцированное задание)
Задание: познакомиться с содержимым и совместно, используя данные ключи, создать стихотворение из 2-х четверостиший аналогичное есенинской «Березе». На выполнение задания дается 3 минуты.
1 четверостишие - жемчуга, мороз, тайна, сны.
2 четверостишие - ветки, серебро, день, город.
Прилагательные - северные, изящные, снежный, зимний.
Глаголы - озарять - Зл., мн.ч.(озаряют) колдовать - Зл., ед.ч.(колдуют)
Рифмы: сосны - сны, серебром - моём.
2.Прием «Точка» С.Есенин «Белая береза».
Цели исп. приема: знание содержания С.Есенин «Белая береза»за окном…»; умение выразительно читать стихотворения ); умение понимать «тайны» природы ; привитие любви к поэзии .
Процедура:
1 шаг. Каждому ученику дается карточка со строчкой из двух стихотворений С.Есенин «Белая береза»
2 шаг. Ученики невербальным способом объединяются в группу по стихотворению и выстраиваются в логической последовательности.
3 шаг. Каждый ученик в группах последовательно выразительно читает строчки стихотворения.
Потенциал: Данная стратегия позволяет запомнить ученикам содержание стихотворений, развивает умение выразительного чтения, формирует способность анализа поэтических произведений, прививает интерес к поэзии.
Белая береза 
Под моим окном
Принакрылась снегом 
Точно серебром.
На пушистых ветках
____________________________________________________________ 
Снежною каймой________________________________________
Распустились кисти
___________________________________________________  Белой бахромой.
И стоит береза
_____________________ В сонной тишине,
_____________________ И горят снежинки
_____________________ В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,_____________________ Обсыпает ветки_____________________ Новым серебром.
Вопросы для обсуждения: 1. Что было для вас самым трудным в этом задании?
2. Какая идея стихотворения?
3. Какие чувства вы испытали, когда читали стихотворения?
4. Что вы можете рассказать о поэте, который пишет такие произведения?
5. Какие поэтические образы использует С.Есенин?
6. Какие чувства возникают у вас, когда вы читаете стихотворение?
Учитель: перед вами стихотворения С.Есенина, заполните таблицу, проанализировав их.
Весенний вечер
Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля. 
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду.Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечиЗаголил на березке подол.И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрет бубенец.
Сестре Шуре - Ты запой мне ту песню
Ты мне пой. Ведь моя отрада -Что вовек я любил не одинИ калитку осеннего сада,И опавшие листья с рябин.
Я навек за туманы и росыПолюбил у березки стан,И ее золотистые косы,И холщовый ее сарафан.Потому так и сердцу не жестко -Мне за песнею и за виномПоказалась ты той березкой,Что стоит под родимым окном.

Заключительное слово учителя: Да, береза воспринимается нами как символ родной земли, Родины. Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А.Фета: «И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной».
Белые березы трогают наши души. В многочисленных песнях, стихах, прозе, посвященных березе, проявляется искренняя любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину!
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза.
 
На экране фрагмент из кинофильма «Калина красная».
 
Учитель: Научил ли вас чему-либо новому сегодняшний урок? Помогли ли стихи и картины русских поэтов и художников ещё больше полюбить свою Родину и природу, которая нас окружает?
Нам с вами , ребята выпало жить  в такое время, когда наука и техника развиваются бурными темпами. У многих дома компьютеры- больше общаются через них, сотовые телефоны Это, конечно, очень хорошо. «Благодаря» им  мы мало общаемся с природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на  деревьях распускаются. Поэты открывают для нас тайны жизни, зовут к раздумьям и действию, настраивают душу человека на волны добра. Без поучений и назиданий зовёт нас лирика к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира. Любите поэзию, утрата вкуса к поэзии равносильна утрате
(пишу на доске СЧАСТЬЯ). 
Рефлексия . Заполните стикеры и украсьте нашу березку.
Отметки
Перед вам оценочный лист, заполните его и сдайте
Фамилия, имя Активно работал в группе Исследовал литературу или выступил Чтение наизусть Анализировал произведения Работал над созданием книги, стиха, буклета Внес вклад вдиалоговое общение
Итог Оценка за урок
3 б. 4 б. 3 б. 4 б. 3 б. 3 б. 20 б.
18 б -20 б оценка «5», 17 б – 14 б оценка «4», 9 б – 11 б оценка «3»

Домашнее задание: Написать размышление о том, какой вы видите березу.
Используемая литература
1.       Балыхина, Т.М. Сочинение о стихотворении: учебное пособие / Т.М. Балыхина. – 2-е изд., стереотип. – М.:  Дрофа,2007. -125 [3] с.
2.       Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух и др. / сост. В. Ф. Чертов. - 2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа,  2007. – 432 с. - (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
3.       Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы : метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 172 [4] с.
4.       Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. - 717, [3] с.: ил., 16л. цв. вкл.
Приложение 1. Презентация
Видеоматериал
Раздаточный материал