Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Чёрныш

«Утверждаю»
Директор школы
______________/_Л.А.Попова_/
«15» января 2014 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по предметам химия и биология (экологическая направленность)
«Моя экологическая грамотность»
ФГОС основного общего образования
Составитель: Федюнева Елена Леонидовна, учитель химии и биологии.
Чёрныш
2014
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Цели и результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии с целями школьного образования в области экологии и здоровья.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранении и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.Цель программы внеурочной деятельности по формированию экологической грамотности - формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений, находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость эколого- культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам; 1
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни;
- высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- выполнять проект;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
- позиционировать себя в роли эксперта, консультанта;
- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать его.
Предметными результатами являются представления:
о научной области экологии, предмете её изучения;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
2
- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
- называть способы организации экологически безопасной видео- и аудиосреды;
- приводить мнения разных специалистов о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека;
- знать способы отказа от предложения курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Программа внеурочной деятельности составлена из расчёта 105 часов (1 час в неделю в 7-9 классах), включая 20 % времени, отводимого на вариативную часть учебного плана. Экологическое образование в урочное время осуществляется при реализации регионального компонента учебных предметов химия и биология. 3
Содержание курса внеурочной деятельности.
Учебное содержание курса биологии имеет следующую конструкцию:
Моя экологическая грамотность (7 - 8 классы);
Экология общения (9 класс).
7 - 8 классы
Тема 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению
Развиваем экологическую зоркость. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели экологического поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности.
4
Тема 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.
Тема 3: Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности
Важность достоверности экологической информации («предупреждён – значит вооружён»). Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др.
Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов.
Тема 4: Экономное потребление
Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность
природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление
5
экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.
Тема 5: Экологическая безопасность в природной среде
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, состояние источников питьевой воды, заросли борщевика и др.)
Природа в жизни человека. Роль в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познания. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Тема 6: Мой вклад в экологическое просвещение
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, листовка, выступления и др.) Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.Виды внеурочной деятельности:
Исследовательская, проектная, ролевая игра, досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, анализ информации.
6
Формы организации внеурочной деятельности:
Экскурсии в природу.
Выездные мероприятия экологической и краеведческой направленности.
Проведение исследовательских работ.
Дистанционное обучение при ГАОУДО РК «РЦДО» г. Сыктывкар.
Участие в конкурсах экологического направления.
Участие в экологических акциях.
Тематические классные часы.
Встречи с интересными людьми села и посёлка.
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах экологической направленности.
Поиск информации из разных источников.
Посещение ЦИИиПТ, районного краеведческого музея.
Теоретическое занятие.
9 класс
Тема 1: Экология человека
Экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения.
Тема 2: Информация как экологический фактор
Природная информация как среда жизни человека. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм,
7
звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России.
Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития. Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития. Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения.
Тема 3: Экологическая безопасность в информационной среде
Экологическая безопасность технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами связи.
Безопасность видеосреды и аудиосреды. Опасности звуковой среды. Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео- и аудиосреды человека.
Способы противостояния опасным предложениям при общении. Досуговое общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. Формы и способы отказа от предложения курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений.
Язык – основа культурной среды человека. Противостояние сквернословию. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция.
Тема 4: Работаем в команде
Социальное партнёрство как условие устойчивого развития общества. Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и
8
природы. Ненасильственное общение. Диалог. Компромисс и уступка. Конструктивная критика. Искусство спора. Аргументация. Избегание конфликтов. Выход из конфликта.
Виды внеурочной деятельности:
Исследовательская, проектная, ролевая игра, досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы организации внеурочной деятельности:
Экскурсии в природу.
Выездные мероприятия экологической и краеведческой направленности.
Проведение исследовательских работ.
Дистанционное обучение при ГАОУДО РК «РЦДО» г. Сыктывкар.
Участие в конкурсах экологического направления.
Участие в экологических акциях.
Тематические классные часы.
Встречи с интересными людьми села и посёлка.
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах экологической направленности.
Поиск информации из разных источников.
Посещение ЦИИиПТ, районного краеведческого музея.
Теоретическое занятие.
9
3.Тематическое планирование

п/п Содержание Количество часов Формы работы
Раздел 1. Моя экологическая грамотность
7 - 8 классы (35 + 36 часов)
1 Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению 10 -Теоретическое занятие;
-Экологическая акция;
- Участие в конкурсах.
2 Экологическая грамотность: уроки прошлого 14 -Участие в конкурсах;
-Проведение исследований;
-Дистанционное обучение.
3 Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности 11 -Теоретическое занятие;
-Участие в конкурсах;
- Поиск информации.
4 Экономное потребление 12 - Экскурсия – 2 часа;
- Участие в конкурсах;
- Выездное мероприятие;
- Поиск информации.
5 Экологическая безопасность в природной среде 12 - Теоретическое занятие;
- Экскурсия – 3 часа;
- Участие в конкурсах.
6 Мой вклад в экологическое просвещение 12 - Теоретическое занятие;
- Экскурсия – 2 часа;
- Участие в конкурсах.
Раздел 2. Экология общения
9 класс (34 часа)
1 Экология человека 3 - Участие в конкурсах;
- Теоретическое занятие.
2 Информация как экологический фактор 14 - Теоретическое занятие;
-Участие в конкурсах;
- Экскурсия – 2 часа;
-Дистанционное обучение.
3 Экологическая безопасность в информационной среде 12 - Теоретическое занятие;
- Участие в заочных олимпиадах и конкурсах;
- Тематический классный час;
-Участие в конкурсах.
4 Работаем в команде 5 - Тематический классный час;
- Встреча с интересными людьми;
- Посещение ЦИИиПТ, музея.

11
Список литературы
Бабенко В. Г. и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 288 с. – (Портфель учителя);Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / сост. Н. А. Касаткина. - 2-е ИЗД., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 154 с.;
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. - 2-е ИЗД., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 167 с.;
Буклет «Чёрныш», подготовленный в рамках проекта «Лесная деревня» Коми региональным некоммерческим фондом «Серебряная тайга»;
Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.;
Джордж Штайнман: Коми, растущая скульптура 1997-2006. АО Издательство Штэпфли, Берн, 2006;
Дзятковская Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс /Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам);
Народное искусство Коми, М.: Московская типография, 1992;
Особо охраняемые природные территории Прилузского района Республики Коми. – Сыктывкар, 2011;
Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное. – Киров, 2006;
12
Травникова В. В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 356 с.;
Химия и экология. 8-11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева. Волгоград: Учитель, 2005. - 118 с.;
Штрихи к портрету исследовательской работы / авт.-сост. Т.А. Косолапова – Объячево, 2015. – 12с.
Мультимедийные учебные пособия:
- «Биология. Природоведение», ООО «Дрофа», 2008;
- «Биология. Растения», ООО «Дрофа», 2008;
- «Биология. Животные», ООО «Дрофа», 2008;
- «Биология. Человек», ООО «Дрофа», 2008;
- «Биология. Общая биология», ООО «Дрофа», 2008;
- «Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6 – 11 классы», издательство «Планета», 2014;
- «Мастер-класс учителя химии. 8 – 11 классы», электронное интерактивное приложение для внеурочной работы, издательство «Планета», 2014.
13