Технологическая карта. География 6 класс. Путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза П.И. Захарова
с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области


Методическая разработка урока географии
«Путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике»
6 класс (ФГОС)



Составил и провёл:
Новикова Елена Николаевна
учитель географии ГБОУ СОШ с. Троицкое
муниципального района Сызранский Самарской области



2015 год


Технологическая карта урока.
№ урока,
дата проведения
Тема учебного занятия
Планируемые образовательные результаты



Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты

№ 33

20.05.
2015г
Путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике.
Использовать приобретённые знания и умения для чтения карты Жигулёвского заповедника
Составлять маршрут экологической тропы
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике
Составлять план подготовки к путешествию
по экологической тропе
Формирование основ экологической культуры, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности.




Урок № 33. Путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике.
Тип учебного занятия урок – виртуальная экскурсия
Оборудование:  мультимедийное сопровождение, презентация учителя к уроку, персональные компьютеры, видеофрагменты, учебник, тетрадь, атласы, контурные карты, тесты, заготовка для рефлексии «Мухомор», коллекция рисунков и фотографий.




Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания




1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока
Порассуждайте о путешествии по экологической тропе. Подумайте о цели такого путешествия.
Знакомятся с темой урока
«Путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике»




Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки
1.Ответьте на вопросы.
Что называется заповедником?
Какова основная задача этих ООПТ?
Где были созданы первые заповедники в России?
2. Опираясь на тему урока «Путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике», определите цель урока.
1. Отвечают на вопросы.
Вспоминают, что заповедником называют природную территорию, которая полностью исключается из хозяйственного пользования для охраны и изучения природы в целом
Определяют основную задачу заповедника: сохранение этаноловых природных сообществ, типичных или уникальных для данной территории.
Говорят о том, что первые заповедники в России были созданы на территории Бурятии (Бургузинский), в дельте Волги (Астраханский), на Урале (Ильменский) и на Западном Кавказе (Кавказский).
2. Формулируют цель урока: организовать виртуальное путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике






















Формулируют цель урока.




Формулирование задач урока


Сформулируйте основные задачи урока. продолжите фразу: «Для проведения путешествия нобходимо»


Определяют основные задачи урока.
Определить содержание понятия «экологический туризм»
Составить план путешествия и продумать маршрут экологической тропы
Совершить виртуальное путешествие по Жигулёвскому заповеднику


Формулируют основные задачи урока.



2. Процессуально-содержательный этап урока

Подготовка к виртуальному путешествию
1.Прочитайте определение понятия «экотуризм». Какие правила должен соблюдать экотурист, находясь на территории заповедника?

2.Составьте план подготовки к путешествию по экологической тропе.

3.Работа в группах (5 групп). Используя текст учебника, интернет – ресурсы, видеофрагмент « На излучине веков», подготовьте презентацию- экскурсию по одному из объектов заповедника
1. Зачитывают определение экотуризм- туризм, включающий путешествие в места с относительно нетронутой природой, с целью получения представления о природных и культурно – этнографических особенностях данной местности. Предполагают, что экотуристы не должны нарушать природное окружение.

2.Составляют план.
Изучить план территории и карту Жигулёвского заповедника.
Определить остановочные пункты.
Разработать маршрут путешествия от одного пункта к другому.
Распределить задания между «экскурсоводами» от каждой группы.

3.Отбирают материал, фотографии, рисунки. Подготавливают презентацию.

Подготавливают презентацию – экскурсию.



2. Виртуальное путешествие


Совершите мысленное путешествие по экологической тропе в Жигулёвском заповеднике.
На контурной карте «Охрана природы России» (стр. 24) отметьте Жигулёвский заповедник.
В тетради по географии составьте схему вашего путешествия
Прослушайте сообщение «экскурсоводов» об объектах заповедника (г. Жигулевск, пос. Бахилова Поляна, пос.Ширяево, село Зольное, гора Стрельная, село Солнечная Поляна, КФХ «Питомник «Женьшень», уникальные растительными сообщества Жигулей; панорама Жигулевских гор и Волги с островами) и продемонстрируйте подготовленную презентацию
По мере движения по экологической тропе обозначайте н ней условными знаками остановочные пункты и подписывайте их названия


Составляют схему путешествия и обозначают на ней остановочные пункты. Представляют подготовленные презентации.





3.Рефлексия деятельности


Опишите свои действия во время подготовки и проведения виртуального путешествия.

Называют свои действия: дали определение понятия «экотуризм»; составили план подготовки к виртуальному путешествию; подготовили презентацию по одному из объектов заповедника, продумали схему путешествия.


Анализируют ход своей деятельности на уроке.


3. Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний
Тестирование.
1.В процессе исторического развития воздействие человека на природу
А. значительно усилилось
Б. не менялось
В. ослабевает
2.Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате
А. лесных пожаров
Б. выбросов в атмосферу загрязняющих веществ
В. выделения продуктов жизнедеятельности животных
3.Парниковый эффект на Земле наблюдается из – за
А. запылённости атмосферы
Б. выбросов в атмосферу загрязняющих веществ
В. накопления в атмосфере углекислого газа
4. В результате уничтожения лесов в атмосфере
А. уменьшается содержание азота
Б. уменьшается содержание углекислого газа
В. уменьшается содержание кислорода
5.Сохранению многообразию видов растений и животных способствует
А. создание заповедников, заказников, национальных парков

Б. мониторинг за природной средой с помощью приборов и наблюдений
В. вырубка лесов

Отвечают на вопросы
– А
– А ,В
– В
– Г
–А, Б
Осуществляют самоконтроль


Подведение итогов
Чему вы научились на этом уроке?
Определяют, какие знания усвоили на уроке, как работали с различными источниками географической информации, какие географические методы изучения использовали в работе.



3. Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная
Приём «Мухомор» (Приложение1)
Распределите белы кружки по каждому из 6 секторов гриба. Количество кружков зависит от оценки компонентов урока: при ответе на вопрос «Насколько я доволен»:
содержанием учебного занятия;
своей активностью на уроке;
оборудованием урока;
психологической атмосферой в группе;
полнотой полученных сведений;
достигнутым результатом.
Работают с раздаточным материалом, располагают 1 – 3 кружка в секторах гриба: 1 – не доволен, 2 – удовлетворён, 3- очень доволен

Оценивают компоненты урока




Рефлексия эмоционального состояния


Приём «Ключевое слово». На листе бумаги запишите одно слово с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе.
Время выполнения - 1 минута. Учитель собирает листы, зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов.


Записывают слово, отдают листы учителю.


Анализируют своё эмоциональное состояние и выражают его в обобщённой формулировке.


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание
Подготовить мультимедийную презентацию на тему (по выбору).

Природные условия Жигулёвского заповедника
Растительный мир Жигулёвского заповедника
Животный мир Жигулёвского заповедника

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Подготавливают мультимедийную презентацию


Список использованной литературы
Учебник «География 6 класс», авт. Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, «Дрофа», 2013
Атлас география 6 класс, «Дрофа», 2015
Коллекция рисунков в сети Интернет
«Жигули заповедные», под ред. Н.В. Богомолова, г. Самара, 2012












15