Мастер класс Использование интеллект-карт на уроках физической культуры


(СЛАЙД 1)
Мастер-класс по теме
"Использование метода интеллект-карт на уроках физической культуры"
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Участники мастер-класса перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. Остальным предлагаю мысленно представить себе образ, а потом сравним полученный результат.
(СЛАЙД 2) Итак, слово “Физкультура”. Посмотрим на результат.
(На доску прикрепляются рисунки участников мастер-класса).
Коллеги, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ также.
Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так, наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, чего требуют новые стандарты.
(СЛАЙД 3) «Я не учу кого либо. Я могу только заставить их думать» - сказал Сократ. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня «Метод интеллект-карт», созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном (СЛАЙД 4).
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья «биохомических» импульсов (СЛАЙД 5).
Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы предметной области, которую мы рассматриваем.
(СЛАЙД 6) Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса или техники выполнения различных упражнений и двигательных действий. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. (СЛАЙД 7)Так на уроках физической культуры при реализации системно - деятельностного подхода я активно использую данный метод не только при изучении теоретического материала, но и на практических занятиях.
(СЛАЙД 8) Существуют определенные правила создания интеллект карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “Супер мышление».
С основными правилами я вас сейчас познакомлю (СЛАЙД 9):
Центральный образ, символизирующий основную идею или тему, рисуется в центре листа.
От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
От веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня, раскрывающие идеи первого уровня.
По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
Везде где возможно добавляем рисунки, символы и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами.
Для более полного понимания методики построения карт я предлагаю вам участники составить совместную интеллект-карту объектом изучения, которой является ЗОЖ (здоровый образ жизни).
И так, вспоминаем главные составляющие ЗОЖ это: правильное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, занятия ФКиС, это и будут ключевые слова - подидей 1 уровня, тогда, что мы добавим на ветки второго уровня? Правильно, дополним каждую подидею, своими элементами раскрывающими идеи первого уровня: бег, прыжки, фрукты, сон, и т.д.
У вас на столах имеются ключевые слова, картинки, связанные с объектом изучения, прошу вас подойти к доске и составить интеллект-карту по ЗОЖ.
Спасибо, у нас с вами получилась интеллект-карт, а эту карту по ЗОЖ подготовили мои учащиеся (СЛАЙД 10).
Посмотрите, на карте в подидею 2 уровня вы добавили Комплекс ГТО, почему?
Действительно, согласно указу Президента РФ комплекс ГТО должен явиться системообразующим элементов ЗОЖ россиян, он призван улучшить качество жизни, здоровье и продлить долголетие наших граждан.
С января 2016 года школьники и студенты ССУЗОВ и ВУЗОВ уже начали сдавать нормы ГТО, взрослому населению, т.е. нам с вами, такая возможность будет предоставлена с января 2017 года. Для того, чтобы побольше узнать о самом комплексе, я предлагаю группам составить интеллект-карты ключевой темой которых и будет ВФСК ГТО.
Для работы у вас на столах лежат листы ватмана, цветные карандаши, маркеры и памятки по составлению интеллект-карт. Первой группе необходимо будет составить интеллект-карту, используя презентацию, где представлен теоретический материал по теме ГТО.
Вторая группа должна доработать имеющуюся интеллект-карту, дополнив ее комплексами ОРУ.
На выполнение задания вам отводиться от 3 до 5 минут. После чего, каждая группа продемонстрирует нам плоды своего творчества.
Пока группы выполняют задания, я предлагаю Вам познакомиться с опытом моей работы по использованию метода интеллект-карт на уроках физической культуры.
Работая в школе учителем, я столкнулась с проблемой не желания обучающихся работать с теоретическим материалом по предмету, так как уроки физической культуры школьники привыкли ассоциировать только лишь с движением.
В условиях реализации ФГОС образовательный процесс в области физической культуры в частности в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи: (СЛАЙД 11):
Одной из которых является освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Учитывая это, возникает необходимость поиска новых форм и методов педагогического взаимодействия на уроках физической культуры.
Одним, из которых выступает метод интеллект-карт.
Интеллект-карты я использую при изучении новой темы, при обобщении материала по какой-либо теме, при выполнении домашнего задания, при работе с освобождёнными по состоянию здоровья учащимися и т.д.
(СЛАЙД 12) Так, например, при изучении «Прыжка в высоту с разбега» для создания предварительного у учеников правильного, ясного и четкого представления о движении я использую интеллект-карты, где изображены с помощью схем и рисунков не только основные фазы прыжка - разбег, отталкивание, переход через планку, приземление, но и имеются исторические сведения о прыжке, подводящие упражнения к прыжкам и др. После такой подготовительной работы, освоение нового учебного материала происходит легче и быстрее, потому что у учащихся уже создано надёжное представление о движении.
С помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации.
По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Учителю, работающему с интеллект-картами для начала необходимо составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы.
Карту можно составить как вручную, так и с помощью различных компьютерных программ (СЛАЙД 13)
Вашему вниманию представлены примеры интеллект-карт выполненных мною и моими учащимися: (СЛАЙД 14)
Опыт работы показывает, что в современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты не только помогают развивать креативное и критическое мышление, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
И так группы, время вышло, надеюсь вы уже готовы представить нам плоды своего творчества.
(СЛАЙД 15)
Предоставляю слово первой группе.
А теперь заслушаем вторую группу.
Хочется отметить творческий подход моих помощников в составлении интеллект-карт.
Рефлексия
(СЛАЙД 16) А сейчас, коллеги, я предлагаю вам оценить наш мастер-класс. Те кто заинтересовался данной методикой и попробует ее использовать в своей работе, примите пожалуйста позу «Мыслителя» Родена, а те кому данная тема показалась неинтересной откиньтесь на спинку стула и примите позу безразличия.
Спасибо за оценку моего мастер-класса.
И завершить работу своей мастерской я хочу следующими словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Сдавали нормы ГТО».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети  в ваших классах
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны