Сценарий квеста для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по Тульской области»


Сценарий квеста для детей подготовительной к школе группы
«Путешествие по Тульской области»
Копылова Н.В.,
старший воспитатель МБОУ ЦО № 7
Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.Китайская пословица
Дай мне научить кого-то - и это станет моим. Отойди в сторону - и я сделаю лучше.
Из Интернет
Актуальность.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому задача педагогов - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации (3). А именно квест-технология направлена на развитие познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Цель: обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми в процессе закрепления представлений о малой родине.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
1.Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
2.Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
3.Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
4.Обогащать представления о родном городе, развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родного города.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1.Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
2.Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
«Речевое развитие»:
1.Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
2.Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
Участники: обучающиеся подготовительной к школе группы, педагоги образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.
Место проведения: помещения образовательной организации.
Время проведения: 1 час.
Возрастная категория детей: 6-7 лет.
1.Подготовительный этап.
Предварительная работа с детьми:
1.Обогащение представлений детей о малой родине в процессе
- образовательной деятельности, осуществляемой через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение);
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьями воспитанников.
2.Выставка совместных детско-родительских творческих работ «Тула - родина моя» (https://www.youtube.com/watch?v=BuqffOd-WMs&feature=youtu.be).
3.Посещение воспитанниками интерактивных занятий в музейно-выставочном центре «Тульские древности».
Предварительная работа с педагогами и родителями (законными представителями):
1.Консультации по составлению пешеходных образовательных маршрутов «Я покажу тебе Тулу или тульские маршруты для дошкольников» (по материалам «Конструктор образовательных прогулок для дошкольников по Москве» http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/mediateka/konstruktor-obrazovatelnykh-progulok-dlya-doshkolnikov-po-moskve/ID-nomer-menyu-132.html).
2.Мультимедийная презентация о посещении воспитанниками интерактивных занятий в музейно-выставочном центре «Тульские древности» «Я отведу тебя в музей».
3.Интерактивная игра с родителями «Люби и знай свой край».
Подготовка сценария.
1.Разработка:
- развивающих игр по тематике квеста;
- интерактивных презентаций с помощью языка программирования VBA.
2.Подбор материалов и оборудования:
- «карта – путеводитель» по станциям для каждой команды;
- для продуктивной деятельности (листы А4, краски, карандаши, фломастеры, клей, вырезки из журналов и пр.);
- технические и информационные средства обучения (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, ноутбуки и др.).
3.Написание сценария квеста.
2.Основной этап.
Краткий обзор квеста «Путешествие по Тульской области».
Квест «Путешествие по Тульской области» предполагает поочередное посещение детьми группой в 7-10 человек в сопровождении взрослого (воспитатель, младший воспитатель) 7 станций, каждая из которых содержит игровое задание для детей. Перед началом игры дети получают набор фишек, которые они могут обменять на подсказки в случае затруднения при выполнении задания. Если дети воспользовались подсказкой, то им предлагается выполнить одно из дополнительных заданий:
- игра «Найди герб Тулы». Игровое действие – найти герб Тулы из похожих гербов и объяснить свой выбор;
- игра «Найди флаг Тулы». Игровое действие – найти флаг Тулы из похожих гербов и объяснить свой выбор;
- игра «Кто больше назовет?». Игровое действие – назвать улицы (театры, известных людей и др.) города Тулы;
- игра «Составь Кремль». Игровое действие – составить изображение Тульского кремля из 12 частей;
- игра «Чудеса в решете». Игровое действие – рассказать что-нибудь интересное о Тульском крае, чем знаменит край;
- игра «Собери цветок». Игровое действие – подобрать к серединке цвета «Тула» лепестки-картинки с изображением тульского костюма, достопримечательностей, животных и растений Тульской области и др.
- викторина «Знатоки Тульского края». Игровое задание – ответить на 5 вопросов.
После выполнения игрового задания, дети получают одну из частей карты. В конце квеста по результатам выполнения заданий у детей складывается карта Тульской области с изображением подсказки местонахождения клада (тульские пряники по количеству игроков).
Структура квеста
Организационный момент.
С целью создания соответствующего эмоционального настроя, повышения заинтересованности детей, используется прием – видеозвонок Левши с приглашением совершить путешествие по Тульской области.
Деление детей на группы по 7-10 человек (в соответствие со случайным выбором). Объяснение правил квеста, раздача группе детей карт-путеводителей, на которых представлен порядок прохождения станций.
Путешествие по станциям и выполнение игровых заданий.
Игровые зоны и маршрут для каждой команды расположены таким образом, чтобы избежать ожидания и пересечения команд друг с другом.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, двигательная и др.
Формы работы с детьми:
- дидактические и развивающие игры;
- викторины;
- творческие задания;
- отгадывание ребусов и загадок;
- моделирование, конструирование и др.
Задания для детей:
1. Игра «Разгадай-ка». Игровое действие – отгадать слово, зашифрованное в виде последовательности картинок, букв и символов.
2. Игра «Найди соседей». Игровое действие – выбрать из предложенных области-соседи Тульской области и разложить их изображения по принципу пазлов.
3.Игра «Зашифрованное слово». Игровое задание – на слайде изображены достопримечательности города Тулы, необходимо правильно записать слова и с помощью кода и прочитать зашифрованное слово.
4. Игра «Найди 5 отличий». Игровое действие – найти 5 отличий на изображении филимоновской барыни.
5. Игра «Экскурсионное бюро». Игровое действие – создать рекламный проспект о Туле.
6. Игра «Убери лишнее». Игровое задание – на слайдах изображены здания, памятники, скульптурные группы, музеи, необходимо найти картинку, которая не относится к городу Тула.
7. Викторина «Прогулка по Туле». Игровое задание – ответить на 5 вопросов о Туле.
3.Заключительный этап.
Левша благодарит детей за активность в квесте и вручает каждому тульский пряник.

Литература:
1.Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методичское пособие/ науч. ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – с. 11-12.
2.Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методичское пособие/ науч. ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – с. 177-179.
3.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
4.Солнцева О.В., Сомкова О.Н., Вербенец А.М. Планирование образовательного процесса дошкол. организации. Современные подходы и технология. ФГОС. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014.