Технологическая карта НОД по ФЭМП в подготовительной группе: «Путешествие в Цифроград»


Технологическая карта занятия
Педагог: Моличкович Ирина Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополёк».
Тема: «Путешествие в Цифроград»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа, подгруппа – 12человек
Цель: систематизация знаний детей о числе и цифре 8.
Задачи:
- в игровой форме повторить дни недели;
- совершенствовать навыки счёта в пределах 10, закреплять понятие «числовой ряд»;
- упражнять в объединении геометрических фигур по разным признакам: цвету, форме, размеру; умение классифицировать предметы по различным свойствам;
- формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число;
- развивать логическое мышление, внимание, умение понимать и запоминать поставленную задачу и последовательно её выполнять;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей;
- формировать навыки оценивания детьми своей деятельности и эмоционального состояния;
- воспитывать доброжелательные отношения между дошкольниками, умение взаимодействовать друг с другом во время работы в группах.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает элементарными представлениями в области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Материалы, оборудование: карточки – задания, мяч, амулеты на тесёмке, 4 конверта с геометрическими фигурами, числовой отрезок, интерактивная доска, презентация «Состав числа 8», кубики «Сложи узор», палочки Кюизенера, мозаика. Литература: «Комплексные занятия», подготовительная группа, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Л. В. Минкевич, «Математика в детском саду», подготовительная к школе группа; В. П. Новикова, «Математика в детском саду», 6 – 7 лет; сайт : viki.rdf.ru.
Этапы деятельности Содержание Задача, решаемая на данном этапе Деятельность
ребенка Деятельность взрослого Результат
1 часть орг. момент (2-3 мин)
Настрой на предстоя-щую деятель-ность- Дети, вы не догадываетесь, почему я так нарядилась? Я сегодня не просто Ирина Васильевна, я – профессор математики и приглашаю вас всем вместе отправиться на научные математические изыскания. Хотите? Тогда быстренько приберите свои игровые места и подойдите ко мне. Готовы?
Вызвать положительные эмоции, развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки. Занимаются творчеством в ИЗО и книжном центрах. Коммуникативная (ситуативная беседа - дети отвечают на вопросы, обращаясь к своему опыту) Надевает мантию, треуголку и обращается к детям с предложением.
Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение.
2 часть Основная (15 мин)
Создание проблем-ной ситуации Я предлагаю отправиться всем вместе в необычный город: Цифроград для математических исследований. Там нам понадобятся ум, смекалка, сообразительность, ловкость и быстрота. Поэтому давайте сначала сделаем разминку.
Привлечь внимание детей к предстоящей деятельности. Присаживаются на ковёр. Приглашает детей в путешествие. Интерес к предстоящей деятельности; поисковая активность.
Мотивирование к деятельнос-ти 1.Упражнение «Считай дальше» (3, 6, 2, 7…), «Считай обратно» (8, 6, 10…) .
2. Упражнение «Назови пропущенное число»: 1,2,3,5,6,7,8,9,10
3. Какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9?
4. Назовите день недели, который я пропустила: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье. хорошо, 
5. Назовите 6-ой день недели.
6. Назови лишнее слово в ряде слов: зима, среда, весна, осень.
7. Назови лишнее слово в ряде слов: один, три, круг, пять.
8. Назови лишнее слово в ряде слов: плюс, минус, пятница, равно.
9. Назови лишнее слово в ряде слов: круг, квадрат, декабрь,
10. Сейчас будут логические задачи, они потребуют от вас большего внимания, готовы? (задачи сопровождаются иллюстрациями после решения детей)
1.На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях? (ответ детей – нисколько, потому что на березе и на дубе яблоки не растут)
2. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы, 5 воронов, сколько птиц было всего?
(хищные птицы обитают в лесах и на полях, так что в форточку они залететь не могут)
- Ребята, вы все очень внимательно слушали и поэтому отлично справились с заданием. Умницы. Вы заработали вот такие амулеты, которые помогут нам в дальнейшем путешествии.
Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.
Закрепить умение ориентироваться во времени.
Развивать внимание, мышление, смекалку при решении логических задач и задач на классификацию. Выбирают карточки с индивидуальными заданиями и решают их.
Коммуникативная, поисково-исследовательская: беседа, выполнение заданий, решение логических задач.

Выбирают и одевают на шею амулеты, рассматривают их. Предлагает выбрать карточку, читает задание, уточняет правильность ответа ребёнка у нескольких детей:
- Тима, как ты считаешь, Вероника дала правильный ответ?
- Варя, согласна с ответом Милы?
Показывает детям картинку березы, дуба, 3-х красных яблок и 2-х желтых.
Показывает детям картину дома с открытой форточкой и влетающих в нее птиц.

Предлагает детям одеть на шею 4 вида «амулетов».
Активизация мыслительной деятельности (операции анализ, синтез, классификация, обобщение).


Выполне-ние действий. Непосредственная детская деятель-ность
-Что же, мы будем сегодня исследовать? Это вам предстоит догадаться самим. Посмотрите вокруг. Что необычного заметили? (в разных местах нарисованы стрелки ) Как вы думаете, что они означают? (показывают нам что-то).
- С каким номером стрелку будем искать сначала? (1) Ищите. Что нашли? (4 конверта). Давайте распределимся на группы, чтобы выполнить быстрее все задания из конвертов. Вам помогут амулеты. Ищите одинаковые. Это и будет ваша группа.
(Задание выполняем на 4 столах)
- Что у вас в конвертах? Задание такое: надо посчитать и запомнить, сколько геометрических фигур всего? Затем: разделить фигуры на две части по какому-либо признаку и разложить их в два ряда, посчитать.
1). 8 фигур – по форме;
2). 8 фигур – по размеру;
3). 8 фигур – по цвету;
4). 8 фигур – с углами и без углов. Молодцы! Отлично справились с заданием.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение взаимодействовать друг с другом во время работы в группах.
Формировать умение понимать задание и запоминать очерёдность его выполнения, продолжать учить объединять геометрические фигуры по определённому свойству. Коммуникативная, поисково-исследовательская деятельность.
Осматривают помещение, находят указательные стрелки, следуют по направлению цифры 1 и находят задания в конвертах, делятся на 4 группы по одинаковым изображениям на «амулетах».
Внимательно слушают задание и запоминают его, затем выполняют.
Рассказывают, по какому признаку разделили фигуры, и по сколько фигур в каждом ряду.
Нацеливает детей на поисковую деятельность, ведёт беседу.
Помогает детям разделиться на группы
Чётко даёт задание, осуществляет контроль за его выполнением, ведёт беседу, анализирует результат деятельности детей, оценивает его.
2. Какой следующий номер стрелки будет? (2) Кто нашёл?
( На доске – числовой ряд, отсутствует цифра 8)
- Интересно, а здесь-то что мы должны сделать?

Развивать внимание детей, закрепить знание числового ряда.
Находят следующую стрелку с цифрой 2, называют потерявшуюся цифру и прикрепляют её на место.
Направляет детей на дальнейшие действия, хвалит за внимательность. Какой следующий номер стрелки будет? (3) Кто нашёл?
(2 слайд. Быстро ходит Осьминог.- У него же восемь ног!Быстро нить плетёт Паук.- У него же восемь рук!Кто бы мне приделать смог: Восемь рук И восемь ног!
- И в этом стихотворении мы встретились с каким числом? Догадались, кто сегодня будет нашей королевой? (8) Слайд 3.
- Посчитайте, сколько раз наша шутница спряталась в весёлого Снеговичка? Слайд 4.
- А сейчас мы с вами начнём серьёзное исследование. Нам нужно узнать, из каких частей состоит число 8?
Слайды 5-6. Каждый раз просчитываем число предметов в каждом ряду. Прочитываем получившиеся примеры.
Систематизировать знания детей о числе и цифре 8, учить видеть цифру в окружающих предметах.
Учить раскладывать число 8 на два меньших и составлять математические выражения на сложение. Находят следующую стрелку с цифрой 3, подходят к компьютеру и присаживаются на стульчики перед интерактивной доской.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Считают снеговиков.
Считают, составляют примеры, «читают» их: 1+7=8; 7+1=8;
2+6=8; 6+2=8;
3+5=8; 5+3=8;
4+4=8. Направляет детей на дальнейшие действия.
Читает стихотворение, ведёт беседу.
Задаёт вопросы на состав числа 8:
- Сколько жёлтых звёздочек?
- Сколько красных звёздочек?
- Сколько всего звёздочек?
- Какое математическое выражение можем составить?
- А если сначала посчитаем красные звёздочки, а потом - жёлтые?
(синие и коричневые круги, жёлтые и красные солнца, синие и голубые облака). - А сейчас результат деления числа 8 мы поместим в домик с этажами. Помогут нам это сделать весёлые обезьянки. Но сначала давайте немного отдохнём , превратившись тоже в обезьянок.
Физминутка «Мы весёлые мартышки»
Слайд 7. Снять мышечное напряжение. Музыкальная и двигательная деятельность.
Выполняют движения в соответствии со словами песенки. Приглашает детей отдохнуть. На примере обезьянок помещаем состав числа в домик.
Слайд 8. Закрепить представления о составе числа8. Отвечают на вопросы воспитателя, проговаривают состав числа 8:
7 и 1, 1 и 7;
6 и 2, 2 и 6;
5 и 3, 3 и 5;
4 и 4. Задаёт вопросы и помещает в окошки домика нужные цифры.
- Сколько обезьянок осталось в первом ряду?
- Сколько обезьянок во втором ряду
- Значит, число 8 состоит из каких двух меньших чисел?
Хвалит детей. 3 часть Итоговая (2-3 мин)
Анализ результа-тов деятельнос-ти, рефлексия Вот и подошли к концу наши исследования. Мы много узнали о числе… 8: его место в числовом ряду, на какие части можно разделить, даже – как можно рисовать с помощью восьмёрки.
- Ребята, вам понравилось производить исследования? Что сегодня мы научились делать?
- Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?
- А как вы думаете, играть с ней можно?
- Сейчас я предлагаю вам поиграть с восьмёркой: вот здесь на столах вы видите различные развивающие игры. Задача: построить цифру 8. А вы выберите сами, из чего: кубиков «Сложи узор», или палочек Кюизенера, или собрать из мозаики.
Формировать навыки оценивания детьми своей деятельности и эмоционального состояния. Коммуникативная деятельность: дети делятся своими впечатлениями о проведённом путешествии-исследовании и своём эмоциональном состоянии.
Игровая деятельность: выбирают игру по желанию, собирают цифру 8, делятся успехами друг с другом. Беседует с детьми, благодарит и хвалит их за старание, побуждает к продолжению в игре. Выражение своего эмоционального состояния в речевой форме, эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
Приложение 1.
Назови число, которое на 1 больше 7 и на 1 меньше 9?
Назови пропущенный день недели:
понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье.
Назови 6-ой день недели, 3-ий, 5-ый.
Назови лишнее слово в ряде слов:
зима, среда, весна, осень.
Назови лишнее слово в ряде слов:
один, три, круг, пять.
Назови лишнее слово в ряде слов:
плюс, минус, пятница, равно.
Назови лишнее слово в ряде слов:
круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
4680585184785337185184785 Приложение 2.
1905000-26993851085850-2956560-2619375-3289935-1962150-2699385-1790700-3404235-6210300986155

2827564216172
169545040005
26504905715075736451873256594021285841
190500
2028825257810
2724150106045
904875297180
2486025127000
1143000241935
5153025139704448175290195
545782541719545720009334510001251131570704850321945
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ухтуйский детский сад «Тополёк»
Технологическая карта
познавательной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в Цифроград»
Воспитатель: Моличкович Ирина Васильевна –
первая квалификационная категория
С. Ухтуй2015 год