ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

1. Образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
2. Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
3. Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особе
Назначение и цели организации РППС ДОО
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей,

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,

-
·создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;


- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность,

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрос-лых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, ме-бель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе тех-нические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное
оздоровительное оборудование
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависи-мости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможостей детей;
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе де-тей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, по-собиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной


Предметное содержание Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)
Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные
Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и наси-лием;
- вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выхо-дящим за рамки его возрастной компетенции;
- провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые сред-ства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Организация пространства
К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации,
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО12.
Примерный перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материлами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Изменении е Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр.
Обеспечение
В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния:
1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;
3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;
7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборно-сти, включенности в социум.

Формирование предметного содержания РППС ДОО
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.
РППС может включать следующие функциональные модули:

· «Игровая»;

· «Физкультура»;

· «Музыка»;

· «Творчество»;

· «Логопед»;

· «Психолог»;

· «Уличное пространство»;

· «Бассейн».
Функциональный модуль «Игровая»
Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

· организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

· включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

· формирование и коррекция индивидуального развития детей;

· создание условий для гармоничного развития детей.

Для родителей:

· организация персонального пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности ребенка;

· создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи


Функциональный модуль «Физкультура»
Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

· способствование правильному формированию опорно-двигательного аппа-рата;

· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

· создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

· ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний.

Для родителей:

· способствование правильному формированию опорно-двигательного аппарата;

· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

· создание основы для становления ценностей здорового образа жизни;

· ознакомление и формирование представлений о различных видах спорта и спортивных состязаний


Функциональный модуль «Музыка»
Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

· приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

· воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

· формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;

· приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство и первичными элементами нотной грамотности.

Для родителей:

· приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;

· воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;

· приобщение к различным видам музыкальной культуры


Функциональный модуль «Творчество»
Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

· развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

· развитие детского творчества;

· развитие продуктивной деятельности детей – аппликация, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.

Для родителей:

· развитие творческой активности детей в различных видах деятельности


Функциональный модуль «Уличное пространство»
Паспорт функционального модуля Назначение функционального модуля

Для педагогов:

· организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития;

· организация занятий дошкольников для физического развития и укрепления здоровья.

Для родителей:

· организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития