Организация самостоятельной работы на занятия общеобразовательных дисциплин


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
«ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
По новым федеральным государственным образовательным стандартам преподаватель обязан обеспечить качество образовательного процесса, используя набор современных образовательных технологий. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Качество образования находится между двумя позициями: качеством потенциала образования и качеством полученного результата. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Согласно технологии модульного обучения, концепция методологии образовательного процесса преподавателя рассматривает организацию самостоятельной деятельности обучающихся как ведущую. Деятельность определяется активным взаимодействием студента с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект.
Для реализации рабочих программ по общеобразовательным дисциплинам «Обществознание» и «История» для профессий технического профиля в техникуме и организации самостоятельной работы обучающихся преподаватель применяет концепцию методологии образовательного процесса. В основе данной концепции методологии (всеобщий уровень) определена технология модульного обучения. В состав модулей входят крупные блоки учебного содержания, целевые планы действий преподавателя для реализации образовательной программы, методические рекомендации преподавателю для достижения комплексной дидактической цели, банк информации, методические рекомендации для обучающихся по достижению дидактических целей и овладение умениями целеполагания, планирования, организации, самоконтроля и самооценки. Применение технологии модульного обучения позволяет перевести обучение на субъектно-субъектную основу.
Общий уровень концепции составляют технология поэтапной организации умственных действий, технология адаптивного обучения, технология программирования и личностно - деятельностный подход. Данный выбор технологий преподавателем сделан с учетом социально-психологических особенностей обучающихся техникума, обучающихся по профессиям технического профиля. Данный подход в выборе технологий обеспечивает на методическом уровне условия организации самостоятельной работы: формы, принципы обучения и организации самостоятельной работы.
Требование развития интеллектуального потенциала студента (16-18 лет) предполагает обеспечение развития мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического, абстрактно-логического), формирования умения принимать оптимальные или вариативные решения в конкретной ситуации, формирования умений по обработке информации. По доминированию целей и задач для организации самостоятельной работы обучающихся преподаватель использует на частном уровне технологию развития критического мышления, технологию проблемно-диалогического обучения, технологию информационно-коммуникативного обучения, технологию проектной деятельности, технологию на основе игровых методов, технологию на основе методов исследования, технологию составления логических карт. Основанием такого выбора является повышение эффективности образовательного процесса.
Самостоятельная работа проводится с целью систематизации знаний, развития критического и креативного мышления и закрепления умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, формируя тем самым общие компетенции. Ведущими методами самостоятельной работы обучающихся являются репродуктивный, самостоятельный и поисковый. В концепции методологии образовательного процесса разработаны структурно-логические карты образовательных технологий для вариативности выбора студентом альтернативы достижения учебных целей. Уровни организации самостоятельной работы и оценка результата обучающихся рассматриваются преподавателем в таблице 1:
Таблица 1
Характеристика уровней выполненной самостоятельной работы студентами:
Основные
характеристики Деятельность обучающихся
Критерии оценки Ожидаемый результат
1Уровень
Цель выполнения самостоятельной работы
понимает и принимает цель самостоятельной работы как личностно значимую;
знакомится с требованиями к самостоятельной работе
выбирает структурно-логическую карту образоват. технологии Содержание плана соответствует заданному вопросу в методической рекомендации для выполнения самостоятельной работы Рассмотрение вопросов в полном объеме с использованием учебной литературы, структурно-логических схем обр.технологий и интернет-ресурсов
Деятельность преподавателя:
объясняет цель и смысл выполнения самостоятельной работы;
дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к самостоятельной работе и способах ее выполнения;
демонстрирует образец самостоятельной работы, разъясняет структурно-логические схемы образовательных технологий.
1 Уровень
Мотивация формирует собственную познавательную потребность в выполнении самостоятельной работы;
формирует установку и принимает решение о выполнении самостоятельной работы Консультации, дополнительные вопросы к преподавателю, предложение своей библиографии, выбор альтернативного способа отчета Сотрудничество с сокурсниками, преподавателем, образование рабочих групп
Деятельность преподавателя:
раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения самостоятельной работы, формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению самостоятельной работы;
мотивирует студента на достижение успеха
2Уровень
Управление на основе владения
обобщенным приемом сам осуществляет управление самостоятельной работой
(проектирует, планирует,
рационально распределяет время и т.д.)
Составление плана работы группой и управление ресурсами Своевременное выполнение отчета по проделанной работе и вариант представления доклада (реферата, проекта) аудитории
Деятельность преподавателя:
осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения самостоятельной работы;
дает общие ориентиры выполнения самостоятельной работы
3 Уровень
Контроль и коррекция
выполнения самостоятельной работы
выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу;
ведет поиск оптимальных способов выполнения самостоятельной работы;
осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности;
осуществляет итоговый самоконтроль результата самостоятельной работы Выявление ошибок и противоречий, определение проблемных зон и путей решения Выводы о проделанной работе
Деятельность преподавателя:
осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению самостоятельной работы;
осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения самостоятельной работы
4 Уровень
Оценка
на основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, качеству выполнения работы Основания для получения дополнительных (поощрительных) баллов Аргументированная самооценка качества выполненной работы по критериям, бальной шкале
Деятельность преподавателя:
на основе заданными критериями дает оценку самостоятельной работе;
выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению самостоятельной работы;
устанавливает уровень и определяет качество продвижения учащимися и тем самым формирует у них мотивацию достижения успеха в учебной деятельности
Преподаватель оценивает самостоятельную работу обучающихся по двум уровням: показателям, которые определены как ожидаемые результаты при использовании частных образовательных технологий, и критериям оценки результатов.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы обучающихся:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
уровень умения четко сформулировать проблемную зону, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Общие показатели оценки качества образовательного процесса: рефлексия обучающихся Уровни оценки
низкий средний высокий
Активность обучающихся в процессе обмена информацией в малой группе Моделирование структуры коммуникационного обмена Разумное обоснование своей точки зрения и принятого решения Формулирование гипотез Системный подход к решению проблемы Разработка пути решения задачи Логичное доказательство предложенных аргументов Рассмотрение элементов имитированной модели и выделение проблемных зон Анализ проблемных зон, формулировка ведущей проблемы, постановка цели и задач Планирование деятельности Разработка стратегии действий Навыки делового общения Использование различных форм представления интеллектуальной деятельности Применение знаний, умений в нестандартных ситуациях В учебном процессе образовательного учреждения выделяют аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. Для обеспечения условий самостоятельной работы обучающихся и удовлетворения нужд образовательного процесса преподаватель выполняет следующее:
Создает информационную библиотеку по образовательным модулям.
Развивает информационную культуру обучающихся.
Организует образовательный процесс на уровне сотрудничества и экологии отношений между преподавателем и студентами.
Применяет современные образовательные технологии и разрабатывает учебно-методический материал в соответствии с процессом корректировки показателей рефлексии обучающихся.
Литература
Андрейченко З.М., Пономаренко В.В., Андрушко Е.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся [Электронный ресурс]/ Межрегиональный отраслевой ресурсный центр СКФО/СТАВРОПОЛЬ, 2012/Режим доступа: локальный
Калуцкая Е.К. Современные образовательные технологии в образовательных учреждениях /Преподавание истории и обществознания в школе/ Кузнецк, 2013, с. 25-34
Руденко И.В. Образовательные технологии в ВУЗе: учебное пособие Тольятти: ТГУ, 2011-280с.
Тарутина Н.М. Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru/ Режим доступа:.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-samostoyatelnoy-raboty