Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.(Выступление на педсовете)


Рефлексия - как этап современного урока в условиях ФГОС.
Что такое рефлексия? Знакомо ли нам это понятие?
Слово рефлексия происходит от латинского refltxio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь Ожегова трактует рефлексию как самоанализ, по другому «разбор полётов», причём указано, что ударение ставят на слоге ле .
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Каждый ученик должен научиться давать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у ученика чувство своей значимости и успешности.
Существует несколько классификаций рефлексий, связанных с исследованием самого себя. Остановимся на тех, которые чаще всего применяются на уроках в начальной школе.
I Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом.
Что можно применить?
1) Карточки с изображением лица (грустного, весёлого) ; показ большого пальца вверх, вниз;
2) «Солнышко» - мне все удалось.
«Солнышко и тучка» - есть проблемы.
«Тучка» - ничего не получилось.
3) Светофор.
4) Стихи для эмоционального настроя.
5) «Мои ожидания»
- Что ожидаете от сегодняшнего урока?
II Рефлексия содержания учебного материала.
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
1) «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, философии, Кэмбриджского университета
В графу « + » - что понравилось на уроке.
В графу « - » - что не понравилось,
В графу «И» - вопросы к учителю, что хотелось бы узнать
2) Приём сиквейна (пятистишия).
3) Пометки на полях : знал «+», хочу узнать - «?» , узнал « \/»
III Рефлексия деятельности.
Даёт возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
1) Лесенка успеха
«нижняя ступенька» - ничего не получилось;
«средняя ступенька» - есть проблемы;
«верхняя ступенька» - мне всё удалось.
2) «Дерево успеха»
зелёный лист - нет ошибок.
жёлтый лист - одна ошибка.
красный лист- 2 – 3 ошибки
3) «Колобок» на дорожке.
4. «Шкала успеха класса.
Легенда о бабочке.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили
«Даёт корова молоко»
Век XXI - век открытий
Век инноваций, новизны.
Но от учителя зависит -
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбки и любви.
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!